

Всё, что мы называем воспитанием,

есть великое творчество повторения

себя в человеке.

В.А.Сухомлинский.



Есть две главные составляющие Учителя — личность и мастерство.

Перепробовать десять методов и выбрать свой, пересмотреть десять учебников и не держаться ни одного неукоснительно, вечно изобретать, требовать, совершенствоваться — такой подход к делу характерен для Заслуженного учителя России Любови Васильевны Шелапугиной.

Методическая грамотность, вдумчивый, творческий подход к обучению и воспитанию, удивительная работоспособность, увлеченность, эрудиция, нетерпимость к пошлости и глупости — и это тоже о Любови Васильевне.

Многие и не знали, что Любовь Васильевна закончила филологический факультет Балашовского педагогического института с правом преподавания иностранного языка. Так соединились в одном человеке любовь к классической литературе, родному слову, поэзии, искусству и немецкому языку. Она одна из немногих учителей школы, кто работал так, словно каждый урок — открытый, а еще чаще урок-открытие, открытие новых имен, интересных фактов, открытие собственных горизонтов познания, открытие тех личностей, что рядом с тобой, в одном классе, за соседней партой.

Вернемся в школу восьмидесятых годов. Войдем в кабинет Любови Васильевны, сядем за парту у окна…

Самое главное в ее работе — любовь к ученикам и своему предмету, стремление научить каждого понимать иностранную речь, вселяя уверенность учащихся в свои силы, поддерживать интерес к изучению немецкого языка. И ее труд не проходит даром: у учеников прочные знания. Как умело используется изученный речевой материал в беседе по заданной ситуации, при пересказе прочитанного и услышанного. Такие знания — результат умелой организации самостоятельной работы учащихся на уроке, большой требовательности учителя при непременной опоре на положительные черты характера ребенка, на положительные эмоции. Деликатно исправляет Любовь Васильевна ошибки учеников, а это так важно для устранения «ошибкобоязни», для развития инициативы говорения.

Обобщающий урок в пятом классе по теме «Зоопарк». Ученики принесли игрушечные фигурки зверей, картинки с их изображением и увлеченно описывают животных на немецком языке. А еще на этом уроке играют в «плохого» и «хорошего» ученика, который все уже успел сделать, кроме уроков. В такой форме ученики показывают умение употреблять в речи прошедшие времена. Высокий темп урока определяет форму — урок-смотр знаний, где учитель-дирижер направляет речевую деятельность ребят: каждый имеет возможность высказаться по нескольким речевым ситуациям, а учитель неустанно поощряет «умница», «молодец».

Повышению качества речевых умений и навыков в значительной степени способствует то обстоятельство, что Любовь Васильевна с пятого класса учит ребят приемам само- и взаимоконтроля, ученики в парах отвечают друг другу по теме. При этом они подсчитывают количество фраз, а по возможности и исправляют ошибки, при этом они дают ответы, используя лексику смежных тем.

Наиболее трудно научить ребят задавать вопросы, вызвать у них желание спрашивать. Здесь первые помощники учителя — наглядные пособия, как зрительные, так и слуховые. Образцы правильного варианта с голоса учителя, целевые установки, замечания по ходу урока — и скорость речевой ситуации стала своеобразным соревнованием. Чередование фронтальной, парной и групповой работы заставляет учащихся быть в состоянии постоянной готовности к ответу, ведь вопрос звучит однократно. На уроке один и тот же ревой образец обыгрывается множеством приемов тренировочной работы: подстановочные упражнения, наглядность в виде схем, стихи, рифмовки…

Хороший урок иностранного языка в старших классах — это сплав методического мастерства учителя и хорошего взаимодействия учителя и ученика. Надолго остался в памяти учащихся урок по теме «Русское искусство». Дабы ввести ребят в иноязычную речевую деятельность, Любовь Васильевна объявила тему урока, цели, а затем сказала: «Ребята, вы знаете, что искусство живет и развивается, если на земле мир». Поэтому урок мы начнем с репортажа о «горячих точках планеты». Ученик 10 класса свободно, без опорных записей задал вопросы по теме классу и получил ясные, свободные ответы учащихся. А дальше десятиклассники рассказывали о картинных галереях нашей страны, описывали картины русских художников. А потом прослушали и передали содержание текста «Маршал и искусство», высказали свое мнение о том, что такое настоящее искусство, какие виды искусства нравятся и почему. Успеху урока во многом способствовала продуманная и эстетически выдержанная наглядность: ключевые слова и выражения для оформления высказываний, качественные репродукции картин. Не было ничего лишнего, все работало на урок.

На ее богатом опыте и сейчас учатся коллеги из школ района и области.

А сколько выпускников Любови Васильевны выбрали профессию учителя немецкого языка! Вот что о мастерстве учителя говорят ее ученики:

- Мечта детских лет — стать учителем. Чудесные, незабываемые годы в первой средней школе. В пятом классе новый предмет — немецкий язык. С первых уроков предмет стал самым любимым, ведь с пятого по десятый класс его вела Шелапугина Любовь Васильевна. Добрые глаза, приветливая улыбка и в то же время строгость и требовательность. Уроки интересные, насыщенные, четко спланированы и продуман каждый штрих, каждая деталь.

У Любови Васильевны прекрасный голос. Сколько песен мы выучили в школе! Сейчас я пою эти песни вместе с моими учениками.

Отличные уроки, помноженные на внешнее обаяние учительницы, сыграли большую роль в моей судьбе: я решила, как и Любовь Васильевна, стать учителем немецкого языка. Успешно закончила школу и поступила в КГПИ имени Ленина на факультет иностранного языка. Имея хорошую школьную подготовку, училась легко, с удовольствием. И вот уже более двадцати лет работаю учителем немецкого языка в средней школе села Колянур Советского района. Кажется, опыта уже предостаточно, но я по-прежнему обращаюсь за помощью к моему старшему другу, коллеге, наставнику. Любовь Васильевна всегда выслушает, посоветует, поможет…- пишет Т. Киселева, учитель иностранного языка Колянурской средней школы.

- Я пришла в 9 класс первой средней школы после сельской восьмилетки. Мы были наслышаны о Любови Васильевне как об очень строгой, требовательной учительнице. Я так боялась первого урока.

В класс вошла молодая миловидная женщина… И страх рассеялся. Она умело прощупывала наш небогатый запас знаний и умело латала пробелы. Два года учебы у Любови Васильевны были плодотворным сотрудничеством. Серьезный и ответственный учитель, она воспринимала нас, старшеклассников, как партнеров в общем деле. Было обидно, когда кто-то из учеников подводил. Тогда в голосе учительницы появлялся металл, а на глаза наворачивались слезы. Любовь Васильевна не давала нам расслабляться, но ее требования всегда были разумны, а здания посильны. Она, очень сдержанная на эмоции, всегда радовалась нашим маленьким победам, редко хвалила, но во всем я чувствовала одобрение и поддержку. И даже сейчас, когда проработала в школе тридцать лет, Любовь Васильевна для меня Учитель, настоящий Учитель, - добавляет Г. Репина, учитель иностранного языка.

- Мы знакомы уже более тридцати лет. Любовь Васильевна — моя учительница на всю жизнь. Это она в школьные года привила любовь к немецкому языку, определила профессиональный выбор – конечно, факультет иностранных языков КГПИ имени Ленина. Именно под руководством Любови Васильевны я проходила первую практику.

Любовь Васильевна всегда придет на помощь, поддержит в трудную минуту, не только в профессиональном плане, но и в жизни. Любовь Васильевна умеет преодолевать трудности.

Когда я приезжаю в Киров на курсы и слышу отзывы об учительнице из Советска, о ее прекрасных уроках, меня охватывает чувство гордости, что это мой наставник и друг Любовь Васильевна.

Требовательная и аккуратная во всем, Любовь Васильевна воспитывает эти качества у своих учеников. Приучает ребят к добросовестности, честности, внимательности и самостоятельности. Может быть, поэтому многие ее ученики выбирают профессию учителя иностранного языка, да и просто учителя, и не было еще случая, чтобы кто-нибудь не поступил на факультет иностранных языков. Мы все, ее ученики, с гордостью произносим имя своего Учителя. Сколько сил, энергии, здоровья отдано ученикам за эти годы. Всем, что она знает, Любовь Васильевна щедро делится с коллегами. Сколько лет руководила Любовь Васильевна районным методическим объединением учителей иностранного языка. Перед началом учебного года мы вместе пересматривали программы, планы, разрабатывали новые уроки, заряжались энергией этого неугомонного человека на новый учебный год. Мастерство, эрудиция, методика — все это составляющие учительского таланта, - считает А.И. Чайникова, учитель иностранного языка средней школы №1 города Советска.

- Я училась в первой школе всего два года. Переход из одной школы в другую —дело нелегкое, но особенно пугал иностранный язык. Говорили, что учитель в нашем классе очень строгий и требовательный. И вот первый урок немецкого языка. Открывается дверь— и в класс легкой походкой входит женщина, улыбающаяся, приветливая, очень симпатичная, располагающая к себе. Время на уроке пролетело незаметно. После урока я еще несколько раз уточняла у одноклассниц, действительно ли это та самая строгая учительница—Любовь Васильевна Шелапугина. Да, это была она. Строгая и требовательная, веселая и энергичная, обаятельная, справедливая, добрая, интересная, общительная, открытая, чуткая и тактичная. И самое главное, любящая нас, своих учеников, и свою работу. И мы платили ей своей любовью, уважением, благодарностью.

Я помню, с какой легкостью сдала вступительный экзамен в институт, пошла отвечать сразу, без подготовки, как была обижена на экзаменаторов, что они меня мало спросили, что самого трудного я им еще не рассказала…Любовь Васильевна, спасибо Вам за Ваш труд, за Вашу любовь, - пишет Е.И. Кротова, учитель русского языка и литературы средней школы №1 города Советска

- Я не училась у Любови Васильевны немецкому языку, но в школьные годы мы приходили на концерты в Дом культуры, чтобы послушать, как поют наши учителя, и восхищались голосом Любови Васильевны.

Позднее, закончив институт, я вернулась в родную школу преподавателем. И работать мне пришлось в классе Шелапугиной Любови Васильевны. Так что волей судьбы Любовь Васильевна стала и моим наставником. В чем это выразилось? Однозначно сложно ответить. Да, она посещала мои уроки, давала рекомендации. Но не это главное. Постепенно мы открыли для себя друг друга. Глубокий интерес к русской литературе, нестандартность восприятия, оценки, увлечение художественной самодеятельностью, литературные вечера, спектакли…

Четвертый класс ставит сказку Пушкина «О попе и работнике его Балде». Попадья наступила на поповскую рясу, материал затрещал, поп кинулся к попадье с кулаками… Поп плачет… попадья плачет… А мы с Любовью Васильевной срочно латаем костюм. Через двадцать минут представление, и артисты будут стараться изо всех сил, потому что в зрительном зале сегодня классный руководитель—зритель взыскательный, строгий. Ах, как хочется, чтобы она похвалила!

Едем в Киров на литературный праздник. В автобусе дети достают … учебники немецкого языка. Любовь Васильевна спросит весь материал по полной программе, никакого снисхождения артистам не будет.

Но, готовясь к последнему звонку, мои артисты будут вспоминать именно ее уроки, именно ей посвящать стихи.

Я понимаю, Любовь Васильевна, что вместе с ними Вы учили и меня. Учили незаметно, постепенно, изо дня в день быть учителем. Вы очень помогли мне тем, что поверили в меня. Поверили, что я могу передать свои знания другим, что мои занятия с ребятами в кружке — это не блажь, не прихоть, поэтому Вы поддержали меня, помогли, когда многие лишь скептически улыбались, глядя на начинающую учительницу.

У Вас я училась сочетать любовь к предмету с требовательностью: требуй с себя, тогда ты будешь иметь моральное право требовать с учеников. Будут обижаться, не всегда поймут, но позднее, быть может, и оценят.

В этом наше учительское счастье: уметь передать добро по кругу, от сердца к сердцу, чтобы жизнь продолжалась, - говорит С.Ю. Шарова, учитель русского языка и литературы средней школы №1 города Советска.


Любовь Васильевна — незаурядная личность. Природа наделила ее мелодичным голосом, что много раз звучал в хоре районного Дома народного творчества, в школьном ансамбле, на дружеских вечерах и встречах выпускников.

И ближнее, и дальнее зарубежье знакомы Любови Васильевне не по книгам. Ей покорялись горные вершины, ее согревал туристский костер, ласкали морские волны, а эти новые впечатления — бесценный наглядный материала для уроков. Рассказы о Германии, о людях, традициях опирались на увиденное лично в туристических поездках и экскурсиях.

Сегодня Любовь Васильевна на заслуженном отдыхе, но не порывает связь с родной школой. А ученики спешат к любимому педагогу со своими бедами и радостями, взрослые, состоявшиеся люди, для которых она стала учителем жизни.

Любовь Васильевна!

Прошло 15, 20 или даже 25 лет с того дня, когда мы окончили школу. А Вы все та же сильная мудрая женщина, умеющая ценить каждый день нелегкой, но содержательной жизни. У Вас сдержанная улыбка, а ясные голубые глаза молоды, в них свет мысли и того теплого учительского участия, что возвращает каждого из нас в далекое детство…

Вы искренне радуетесь нашим успехам, соглашаетесь с поэтом «какие хорошие выросли дети», понимаете, жалеете, что живем мы «в какой-то невероятной скачке»…

Да, мы не умеем плыть по течению, потому что Вы, Любовь Васильевна, наш учитель… Там, где другие согласно кивают головами, мы спорим, горячимся, доказываем. И пусть движемся медленнее, труднее, но к своей цели, а не туда, куда несет волна жизни.

Мы не умеем угождать, лгать, подличать, потому что Вы, Любовь Васильевна, наш учитель.

Мы давно забыли правильные и неправильные глаголы, но помним, с каким увлечением до седьмого пота работали на Ваших уроках. Мы трудоголики, потому что Вы, Любовь Васильевна, наш учитель. «Хочешь сделать что-то хорошо — делай это сам». Так было в школе, так и сейчас. Мы можем работать 10, 12, 18 часов в сутки, потому что есть слова «надо» и «должен» и есть команда, которая верит в тебя.

Мы умеем ценить первошкольную дружбу, учительское братство. Уважаем, ценим и передаем эстафету традиций нашей школы.

И высшей мерой наших взрослых поступков остается Ваша, Любовь Васильевна, оценка.

Ваши вечные ученики.