Портрет творческого учителя

Кто испытал наслаждение

творчества, для того уже другие

наслаждения не существуют.

А.П. Чехов.







Хрупкая, с длинной темно-русой косой, в темном бархатном платье с белым воротничком… Так выглядят тургеневские девушки, учительницы XIX века, гимназистки. Да, двадцать лет назад мне, школьнице, казалось, что Шарова Светлана Юрьевна – героиня Фета, Тютчева, Бунина, случайно заглянувшая в XX век.

На вечерах школьного клуба «Книголюб» девочки превращались в Ярославну, княгиню Трубецкую, Веру Шеину, Елену Гвиччиоли, героинь Островского и Лопе де Веги, а наши одноклассники становились пажами и генералами, кавалерами и чудаками-поэтами. Светлана Юрьевна, открывая новые имена, соединяла нас в невероятные творческие коллективы и терпеливо день за днем мы работали над ролью, обретая новых друзей. Светлана Юрьевна удивляла нас вновь и вновь: строгий режиссер спектакля, талантливый декоратор, автор веселой репризы, наставник школьной команды КВН… После репетиции мы часто собирались в библиотеке и открывали для себя зарубежную классику, поэзию М. Цветаевой, Н. Заболоцкого, Р. Рождественского, передавали друг другу «Смену», «Огонек», «Новый мир»…

Ушли в прошлое годы детства, а ощущение праздника живет. Это праздник встречи с талантливым учителем, что наполнил обычную жизнь мечтой о чуде преображения, верой в то, что «только ею, только любовью держится и движется жизнь», любовью к людям, любовью к искусству, любовью к своему делу…

Случайность это или сбылось рождественское предсказание «Книголюба», но Ирина Анатольевна Шулепова, Екатерина Ивановна Кротова и я вернулись в родную школу коллегами Светланы Юрьевны, учителями-словесниками.

Эрудиция, начитанность, поразительная работоспособность, «служение делу, а не лицам», педагогическое мастерство Светланы Юрьевны поражают, восхищают, вдохновляют педагогов и окрыляют учеников.

Если возникает неразрешимый вопрос по истории или теории литературы, обратитесь к Светлане Юрьевне: она точно знает ответ. Да и наизусть помнит, кажется, всего Пушкина, Лермонтова, Блока, Цветаеву… Районная олимпиада по литературе. Словесники ищут точки сопоставления стихотворений, ведь, проверяя ученические работы, нужно учесть все: точность раскрытия темы, единство идей, образов, особенности поэтического языка. Светлана Юрьевна все расставляет по местам: она точно знает, на какие искры текста подуть, чтобы стихотворение заговорило, обрело ясные очертания.

Она легко потратит половину зарплаты на полное собрание сочинений А.П.Чехова или К.Г.Паустовского. И вечером в тишине уютной квартиры будет с наслаждением читать не только прозу и поэзию, но и мемуары, литературоведческие и театральные эссе, а потом поделится заветными книгами со словесниками, друзьями, учениками… Подарит минуты «и божества, и вдохновенья, и слез, и жизни, и любви». Минуты общения с прекрасным, когда под шелест книжных страниц оживают любимые герои и авторы и воображение белой птицей несет тебя туда, где наполняются ветром алые паруса и оживает тень бегущей по волнам.

Чувство глубокого уважения вызывает работоспособность Светланы Юрьевны. Подготовка к конкурсу чтецов, вечеру, юбилею школы, празднику начинается с написания сценария. Соединить отдельные эпизоды в цельную композицию, придумать музыкальное обрамление – дело не одного дня. Идеи Светланы Юрьевны всегда живы, оригинальны, свежи. И даже если возникают споры, непонимание, время все расставит по своим местам. К подбору исполнителей Светлана Юрьевна тоже относится строго: мало просто выучить текст, нужно исправно посещать все репетиции, научиться жить с теми, кто рядом, быть командой, никогда ни в чем не мелочиться. Она оттачивает каждый жест и фразу, терпеливо разъясняя настроение, идею, роль каждой детали. Только так рождаются интересные спектакли «Мечта разыскивает путь» по мотивам А.Грина, «Насмешливое мое счастье» по чеховским рассказам, «Али-Баба и 40 разбойников», композиции «Василий Теркин», «Бахчисарайский фонтан», «Шуточка», мюзикл «Три мушкетера». Летопись клуба – в альбомах, фотозарисовках, поэтических посланиях, видеозаписях. Мы открываем заветные страницы и возвращаемся в тот театральный сезон, где ждут нас «друзей родные лица».

Работать со Светланой Юрьевной интересно: у нее учишься ещё и искусству общения, чувствуешь, как растут ребята, как результат огромной творческой работы, проделанной самим учеником, становится бесценным, знаешь, что, когда мастер рядом, дело обречено на успех.

На каждом уроке Светлана Юрьевна строга и требовательна. Пиши грамотно и аккуратно, объясняй четко, доказывай убедительно – словом, «не позволяй душе лениться». Зачет по тексту произведения – изволь показать, что не только читал, но и думал над прочитанным. Развернутый ответ на вопрос – будь последовательным, приведи примеры, цитаты. А результат – знак качества не только на экзаменах, но и в жизни.

Вот нынешний 8а класс. Класс Светланы Юрьевны Шаровой. Отличницы Головина Нина и Кочева Наталья – призеры олимпиад, пианистки, авторы интересных эссе и сочинений. Артистичный дуэт Мошков Владилен и Ильичева Люба – победители школьного конкурса к Дню святого Валентина. Мельникова Дина – лучший знаток творчества В.Шекспира, незаурядный художник. Мамаева Аня сыграла Кончиту, Ведерникова Анжелика - Февронию на вечере «Все начинается с любви», участвовали в литературно-музыкальной композиции «У войны не женское лицо». Шевнин Евгений – лауреат школьного конкурса «Две звезды». Касьянова Надежда – победитель школьного и районного конкурса «Ученик года 2010». Прошлым летом все вместе они ездили в Петербург, в декабре – на спектакль «Юнона и Авось», ждут июля – поездки в Болдино.

Себя обкрадывают люди,

Те, что поэзию не любят.

Мы все, я твердо верю в это,

В душе немножечко поэты,-

эти строки Л.А. Поляковой близки и Светлане Юрьевне, и ее ученикам.

Талант Светланы Юрьевны – это талант тайноискателя. Она открывает детям тайны языка и литературы, учит мыслить образами, наполняет жизнь чудом преображения. Да, если жизнь подарила «час ученичества» у мастера, ребенок начинает действовать, строить своё «детство», обретая свои знания и опыт. «В прекрасном и яростном» XXI веке учитель-словесник чем-то сродни Дон-Кихоту - странному одинокому рыцарю, самоотверженно сражающемуся с грозными «великанами» - равнодушием и непониманием, скукой и обыденностью.

Где же взять силы для каждодневного вдохновения? В себе самом и в детских пытливых глазах, заинтересованных, вопрошающих, ожидающих.

Обычная учительница русского языка и литературы Шарова Светлана Юрьевна. Нет, исключительная:

Мы все, я твердо верю в это,

Её духовностью согреты.