Урванцева Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОУ СОШ с УИОП №1 г. Советска Советского района Кировской области

Учителей, чьё предназначение учить детей, сразу видно в школе. Они всегда полны энергии, даже когда очень утомлены и устали, ведь школа – то место, где они, как расходуют энергию, так и получают. Им всегда всё интересно: и через много лет их живо интересует как предмет, так и отдельный ребенок, да и класс в целом. Они всегда открыты новому и готовы учиться так же активно, как и учить. Настоящим героем 2009 года в нашем районе стала Урванцева Елена Николаевна, которая в течение 2-х месяцев успешно прошла три этапа конкурса «Учитель года Кировской области», стала победителем районного и окружного этапов, была близка к победе на областном. На конкурсе продемонстрировала высокий уровень способности к постановке проблем педагогической деятельности, к анализу и содержательным обобщениям, а также развитую педагогическую интуицию, нестандартное мышление, эрудицию и осведомленность в разных областях знаний. На областном этапе также показала высокий профессионализм педагогической деятельности, её содержательное и философское осмысление.

Е.Н. Урванцева - инициативный, творчески работающий учитель, в течение пяти лет реализует программу углубленного изучения русского языка В.В. Бабайцевой на второй и третьей ступенях образования. Изучение системы работы учителя показывает наличие глубоких профессиональных качеств, разносторонних знаний по филологии, значительно превышающих рамки стандартов базового и профильного уровней по русскому языку и литературе. Учитель свободно ориентируется в научно - методической, научно-популярной литературе, в современных психолого-педагогических концепциях обучения. В своей педагогической деятельности опирается на положения личностно ориентированного обучения, основанного на психолого–педагогической диагностике и мониторинге уровня развития и воспитания школьников. Использует комплекс технологий на учебном занятии: развития критического мышления через чтение и письмо, педагогических мастерских, «диалога культур», информационно-коммуникативных технологий (электронных вариантов учебных пособий); технологию индивидуализации процесса обучения, предполагающую организацию педагогической поддержки личностного развития детей.

Кажется, когда Елена Николаевна появляется в школе, ручей школьной жизни превращается в бурную горную реку. Она успевает всё: увидеть, подсказать, улыбнуться, пошутить, решить массу организационных вопросов, отчитать, поставить на вид, поддержать, успокоить. Её уроки даже уроками назвать трудно: это интерактивное действие, которое захватывает тебя целиком, и не участвовать в нём ты никак не можешь ещё и потому, что она сама вся здесь, с нами. Это чувствуется, это находит отклик в душах даже «отъявленных бездельников». И ученики её действительно любят.

Педагогическое мастерство учителя и система педагогических средств позволяют достичь оптимальных результатов в обучении, воспитании и развитии учащихся. Результаты итоговой аттестации выпускников стабильно высокие. Так, в 2005 году русский язык сдали на «4» и «5» 90% учащихся 11-х классов, литературу письменно – 80%, литературу устно – 75%. 12 человек прошли независимую экспертизу знаний по русскому языку в форме ЕГЭ, средний балл составил 4,3.

На протяжении трёх последних лет наблюдается позитивная динамика учебных достижений школьников: все учащиеся успевают по русскому языку и литературе, динамика качества обучения стабильно высокая (44-90%) Учитель обеспечивает высокий уровень подготовки учащихся к предметным олимпиадам. С 2003 года ученики Елены Николаевны ежегодно являются победителями районных олимпиад по русскому языку и литературе. В 2004 году учащиеся 10-11 классов принимали участие в областных олимпиадах, они показали лучшие результаты за представление книг по лингвистике, лучшие сочинения по драме, хорошее знание историко-литературных фактов, в конкурсе чтецов и были отмечены за сочинения. Дети под руководством Елены Николаевны ежегодно участвуют во всероссийском конкурсе «Русский медвежонок». В 2005-2006 учебном году ученик 5в класса Дмитриев Иван занял первое место в регионе, в 2007 – 2008 учебном году получил диплом II степени.

Урванцева Е.Н. ведёт активную внеурочную деятельность по преподаваемым предметам, имеет набор программ для занятий предметных кружков, курсов по выбору, элективных курсов по типовым модифицированным и авторской программе элективного курса «Олимпиадный русский язык». Организует творческую деятельность детей в рамках предметных недель, декад, школьных научно – практических конференций, районных литературных праздников. Областная детская газета «Я расту» наградила Е.Н. Урванцеву благодарственным письмом за приобщение детей к исследовательской деятельности, литературе и журналистике, развитие способностей и творческого потенциала подрастающего поколения.

В 2006 году Урванцева Елена Николаевна награждена премией Губернатора Кировской области за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование.

С августа 2008 года Елена Николаевна занимает должность заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе. Урванцева Е.Н. способна видеть достижения в своей педагогической деятельности и деятельности коллег, определять проблемы и пути их решения, обосновать собственную позицию. Она проводит открытые уроки, внеклассные занятия не только для учителей школы и района (постоянно), но округа (2008, 2009) и области (2009), для представителей департамента образования области (2005), передаёт опыт творческой деятельности молодым учителям.

В июле 2008 года награждена грамотой КИПК и ПРО за III место в областном конкурсе «Современный урок в режиме инновационных педагогических технологий». В августе 2008 года - благодарственное письмо начальника управления Юго-Западного образовательного округа департамента образования Кировской области за активное участие в проведении методического объединения учителей русского языка и литературы юго-западного образовательного округа по теме: «Качество образования как результат деятельности учителя». В октябре 2008 года статья Урванцевой Е.Н. «Воспитательное пространство урока» опубликована в сборнике материалов XI международной научно-практической конференции «Ресурсы развития современного урока».

Педагог является участником двух творческих лабораторий КИПК и ПРО: «Организация научно-методического сопровождения инновационных проектов в условиях образовательного учреждения», научный руководитель: В.П. Ларина, д.п.н.; «Культурологический подход к изучению русского языка как стратегия гуманитарного образования 21 века», научный руководитель: Е.О. Галицких, д.п.н., профессор.

Елена Николаевна так пишет о своей работе: «Люблю приходить в школу пораньше. Еще тихо в коридорах, есть время помолчать, подумать, подождать… Вот они, шумные мальчишки и девчонки, радостные и шаловливые, дерзкие и пытливые, общительные и неугомонные. Для них время бешено мчится: между субботой и понедельником – целая вечность. Встречи, конфликты, примирения, обиды… и свой собственный жизненный опыт.

Хорошо, что есть школа, учитель, одноклассники. Сейчас прозвенит звонок – и мы отправимся в мир русского языка и литературы. 45 минут для того, чтобы мы перечитали самые волнующие страницы художественного произведения, представили литературных героев, чтобы мы пережили озарение истинных ценностей.

Самое интересное и ценное в этом мире - человеческая личность. Эту простую истину нужно донести до ребенка. Поэтому обучение и воспитание начинается с приятия ребенка. Ты мой ученик. Я тебя принимаю. Нам будет непросто, но мы постараемся изучить «чудные законы языка», чтобы успешно общаться с людьми, мы научимся ладить с самими собой и с миром и станем успешными… На уроках у своих коллег Тиуновой Ирины Леонидовны, Шаровой Светланы Юрьевны, Кротовой Екатерины Ивановны, Ожигановой Светланы Игоревны не устаю удивляться. Наверное, феномен духовного пространства урока – тот самый золотой ключик педагогики. В духовном пространстве художественного произведения мы испытываем эмоциональное потрясение, когда «мыслям тесно и чувствам просторно», когда хочется творить, созидать… Прочитал стихотворение – легкое дуновение пронеслось и оставило свой след в душе слушателей. Поделился интересным наблюдением – оно отразилось в ясных взглядах одноклассников. Выразил сочувствие, сострадание – стало теплее вокруг, легче дышать каждому. Осознал высокую идею – стал мудрее, терпимее. Духовное поле урока видимо в расположении участников друг к другу, в гармонии оформления, оно проступает в сквозных образах-символах, в музыке, звучащей на уроке. Духовное поле урока – струна, звучащая в сердце каждого.

Люблю приходить в школу пораньше. Ещё тихо в коридорах, есть время помолчать, подумать…»