О персонализации образования и искусственном интеллекте | 16:55 |
Команда педагогов лицея под руководством директора Ольги Николаевны Чистополовой участвовала в работе IV Всероссийского педагогического форума «Персонализация образования и искусственный интеллект». Трёхдневный форум состоялся на базе Нижегородской авторской академической школы №186. География участников впечатляет: от г. Петрозаводск до г. Комсомольск-на Амуре. Кировскую область представляли педагоги Вятской гуманитарной гимназии и нашего лицея. Перед открытием форума все участники почтили минутой молчания память погибших в результате теракта в «Крокус Сити Холл». Программа форума была очень насыщенной, кратко выразить содержание могу так: на форуме затрагивались такие важные аспекты современного образования, как «Образовательная система школы в условиях персонализации образования и развития искусственного интеллекта», «Дидактический потенциал нейросетей в обучении предмету», «Векторы развития педагога». Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними... Дети обычно первыми улавливают изменения. Среди глобальных вызовов современного мира можно выделить шесть ведущих:
Указанные свойства имеют прямое отношение к образованию. В эпоху стремительных изменений школа не способна готовить к реальной жизни, она сама и должна быть этой реальной жизнью. В стенах традиционной школы современный мир вызывает удивление. Однако именно он открывает новые уникальные возможности, о которых педагоги прошлого не могли даже мечтать. Имеющиеся сегодня знания, технологии и опыт позволяют реализовать модель образования, которая обеспечивает достижение высоких академических результатов и создаёт условия для развития личности ребёнка. Персонализация образования и искусственный интеллект являются важными инструментами для улучшения образовательного процесса и достижения лучших результатов обучения. Персонализированное образование — это способ проектирования и осуществления образовательного процесса, направленного на развитие личностного потенциала учащегося; учащийся выступает субъектом совместной учебной деятельности, имеет возможность строить свою индивидуальную траекторию с тем, чтобы в ней учитывались особенности его личности и потребности развития. Чем отличается дифференциация и индивидуализация образования от персонализации? Первые два термина давно вошли в активный словарь педагогов и в их практику. Основное отличие персонализации от индивидуализации — субъектная роль самого учащегося. Индивидуализированные маршруты, как правило, разрабатываются педагогом, в то время как персонализированные траектории выстраиваются самими учащимися. Дифференциация и индивидуализация осуществляются для повышения качества освоения предмета, в то время как в персонализации большее внимание уделяется развитию всех сфер личности, а академический успех является логичным следствием. Чтобы было более понятно, поясню на следующем примере:
Первые две формы обучения направлены преимущественно на повышение эффективности усвоения знаний и умений, персонализация направлена на развитие всех сфер личности. Я участвовала в работе предметной секции «Информатика», где был представлен сценарий урока по теме «Алгоритм». В персонализированной модели образования цели шкалированы – разделены на базовый (2.0), целевой (3.0) и продвинутый (4.0) уровни. Обучение происходит с использованием цифровой платформы «СберКласс» (очное), в тесном контакте учителя и учеников друг с другом (не дистанционное и не онлайн). При выполнении практической части урока я выбрала базовый уровень, но т. к. в нашей группе из 20 человек информатиков оказалось только четверо, пришлось показать мастер-класс для продвинутого уровня :). Цифровая платформа, с которой нас познакомили – интерактивный помощник, инструмент оперативной обратной связи. Много у меня возникло вопросов по увиденному, выделила преимущества, заметила недостатки. Есть над чем поработать. Опыт использования платформенных решений «СберКласс», «Ассистент учителя», «Навигатор саморазвития педагога», дидактический потенциал нейросетей (Enhance Speech, RuGPT-3, Sway), инструменты проведения мониторинговых исследований «Пульс. Оценка 360», «Адаптивная модель обучения» ‒ вот некоторые темы форума. Особое внимание уделялось проектированию образовательных модулей и формам партнёрского взаимодействия в вопросах формирования мягких навыков. Всю информацию, которую я с коллегами получила за эти три дня, еще нужно переработать, переосмыслить. Главное, коллеги, что я чётко сейчас понимаю: если мы не изменяемся вместе с миром, мир рано или поздно начнёт менять нас. Стремительные события последних лет показывают, что так и происходит. Цифровые инструменты не должны заменять школу и живое общение детей между собой и с педагогом, но могут существенно усилить образовательный процесс и ускорить его в такт ускоряющемуся миру. И. В. Слесарева, учитель информатики лицея | |
Просмотров: 195 | Добавил: sovetsk-ruo | Рейтинг: 5.0/2 | |