Приветствую Вас Гость!
Среда, 13.11.2024, 03:58
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Рейтинг@Mail.ru

Полезные ссылки

Форма входа

Это актуально

Детская газета

Поиск по сайту


Календарь

«  Ноябрь 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Друзья сайта

Главная » 2023 » Ноябрь » 7 » Ваш скромный труд цены не знает!..
Ваш скромный труд цены не знает!..
13:35

Родная школа номер два
Ты навсегда в моей судьбе.
Тебе все лучшие слова,
Все чувства лучшие – тебе.

(Л. А. Полякова)

Время летит так быстро, что уже целых 45 лет прошло с тех пор, как прозвенел для нас последний звонок,  и мы, сбежав по лестнице с ажурными перилами, покинули стены родной средней школы № 2.  Многое стерлось из памяти, что–то позабылось, о чем–то и вспоминать не очень хочется. Но память хранит имена и лица своих учителей. И в  особый год для учительства  - Год педагога и наставника - вам, Учителям по образованию и по жизни, сегодня хочется выразить признательность за нелегкий, но такой благородный труд.

Вас, педагогов второй школы,  отличала простота в общении, душевность и  теплота сердец, щедрость, мудрость и тактичность.  Невозможно забыть увлекательные и интереснейшие уроки учителя истории  Галины Павловны Гороховой. Всегда спокойная,  доброжелательная, обаятельная,  она  с улыбкой входила в класс и начинала урок. Мы искренне с нетерпением ждали каждого ее урока: так доходчиво и захватывающе рассказывала она об истории нашей страны.

Прекрасно знала свой предмет Людмила Степановна Бердинских. Ее серьезные и основательные уроки  немецкого языка давали прочные знания, с которыми мы уверенно шли поступать в институт.

Любимейшими уроками были уроки физкультуры Нины Александровны Тороповой. Сорок пять минут пролетали незаметно. Мы завидовали ее бодрости, жизнерадостности и энергичности и хотели быть похожими на нее.

С особой благодарностью хочется назвать имена   учителей, которых уже нет сегодня с нами, но светлая память о них живет в каждом из нас. Никогда не забыть, как без единого учебника (только классный журнал на краю учительского стола), зная блестяще свой предмет, обладая хорошим чувством юмора, вел уроки  учитель физики Александр Михайлович Домрачев

Добрым словом вспоминаю основательные уроки биологии Апполинарии Васильевны Постниковой, на которых было все интересно и понятно. Наивысшей оценкой учителя была четверка, а  получив пять за ответ, душа пела.

«Муха не пролетит»  на уроках  географии Екатерины Ивановны Комышевой (гораздо позднее, как–то в разговоре, учитель с сожалением призналась, что была к нам слишком строга).  Зато мы знали все страны мира, на каком континенте находится то или иное государство, хорошо ориентировались по карте.

Непререкаемым авторитетом пользовался Мансуров Николай Петрович. Мимо его кабинета старались пройти бесшумно, ни у кого не было желания, оказаться «на ковре» у директора.  Он мог зайти в класс во время любого урока и посмотреть, как ведет урок учитель, как работают дети. Нередко отправлял «модниц» умываться, а украшения деликатно просил снять.

Но в жизни каждого человека есть  педагог, который оставил след в душе, сыграл особую роль в судьбе. Давно собиралась написать слова признательности и величайшей благодарности своему любимому учителю. Но как–то шло время, работа и  ежедневные неотложные дела, и опять откладывала на потом. Может просто не находила нужных слов, а хотелось необычно, по–особому, не дежурно говорить о Ларисе Александровне Поляковой.

Знакомство со своим будущим педагогом, вернее с ее творчеством, состоялось за долго до учебы во  второй школе.  В то время семья наша жила в деревне Залужье, где из средств массовой информации было радио да периодика. С каким нетерпением мы ждали почтальона! И вот перед тобой целая стопка долгожданных газет и журналов, приятно пахнущих типографской краской. Прочитав журналы «Мурзилка» и «Веселые картинки»,  из стопки газет выбираю две - «Пионерскую правду» и «Ленинское знамя». Из последней, будучи ученицей младших классов,  не только читаю все статьи и стихи Ларисы Александровны, а  вырезаю, наклеиваю на белый альбомный лист и бережно складываю в папку.

И каково было мое удивление, когда через несколько лет на первый урок литературы в 9 классе  школы  № 2 вошла скромно одетая женщина с удивительно красивыми карими глазами… Вот это встреча!  Я смотрела на нее с замиранием сердца, ловя каждое слово, каждый жест и  взгляд. Хорошо помню первое сочинение, которое мы писали на уроке русского языка. Тема незамысловатая «Кем я хочу стать». Учителем, только учителем! На одном дыхании сочинение написано, поставлена последняя точка.  Лариса Александровна отправляет лучшие на конкурс  в областной центр. Через какое–то время стали известны результаты. Призовые места у ребят из нашего класса, а мое сочинение о профессии учителя занимает первое место! Награда – исторический роман Василия Лебедева «Утро Московии». Но еще большим поощрением стало приглашение педагога стать членом  литературно-поискового клуба «Росинка».

С особой теплотой вспоминаю это время. Вспоминаю и до сих пор удивляюсь, поражаюсь  неуемной трудоспособности Ларисы Александровны - как хватало времени у нее на все и на всех?! Она горела на работе сама и зажигала других, тормоша и вовлекая в работу и детей, и педагогов.

Бесконечные встречи со знаменитыми земляками, переписка с выпускниками прошлых лет (не одно письмо не оставалось без ответа), поиски, находки, организация встреч, публикации в газете, оформление альбомов (стенды в мемориальном зале к тому времени были уже оформлены),  а кроме того уроки и стопки тетрадей на проверку. И мы, заряженные  энергией и оптимизмом своего учителя, после уроков спешили по вечернему городу с очередным заданием.

Бессчетное количество знакомств: то с героем гражданской или Великой отечественной войны, то выпускником или ветераном - учителем средней школы № 2. Завораживающе слушали рассказ, что-то записывали, уже дома переписывали на чистовик, а утром сдавали на проверку своему учителю. Отредактировав  наши тексты, Лариса Александровна отдавала их в редакцию газеты для публикации.

А занятия клуба «Росинка» - это особая тема. Встречи с ветеранами, с кировскими писателями и поэтами, уроки в школе журналистского мастерства при редакции газеты «Ленинское знамя» (главный редактор Н.Д. Позмогов). Врезались в память занятия, на которых рассказывала Лариса Александровна о себе, читала свои стихи, перед этим посвятив нас в их предысторию. Мы знали, как родились первые строчки стихов, что сына она назвала в честь любимого писателя Антона Чехова, почему она выбрала профессию учителя, кем мечтала стать…

И еще,  она очень гордилась бывшими «росиночками», следила за их успехами, вела переписку, часто на занятиях клуба звучало имя Али Шевниной. Позднее с Алевтиной Николаевной Коноплевой  свела меня судьба, за что я ей очень благодарна. Случилось это  в стенах Ситемской школы, куда она приехала  учителем русского языка и литературы после окончания Кировского государственного пединститута.

На занятиях клуба «Росинка» была и проба пера: писали литературные  зарисовки, пробовали сочинять стихи и мини - рассказы. Лариса Александровна всячески поощряла тягу к поэзии, учила нас бережно относиться к каждому слову.

Может нежным быть и суровым.
Может радовать, может ранить.
Вдруг одно ты услышишь слово,
И тебе одиноко станет.
Голубые снега погаснут,
И врагом обернется ветер.
…Слова сказанного напрасно,
Ничего нет страшней на  свете.

Сохранилась в памяти поездка  на встречу с ветеранами Балтийского флота в г. Калининград Московской области на День Победы в мае 1977 года. После нее я некоторое время вела переписку с боевой подругой десантницы Лиды Архиповой радисткой и санинструктором 260 бригады морской пехоты Ольгой Николаевной Мамотко.

В то время меня  поразил поступок Ларисы Александровны. Во главе делегации из пяти старшеклассников поехал  директор школы Николай Петрович Мансуров. Невольно возник вопрос: «Как? Почему с нами едет не Лариса Александровна, которая всю себя отдавала поисковой работе?»  Позднее поняла. Николай Петрович – ветеран Великой Отечественной войны, выпускник средней школы № 2. Не могла она поступить иначе.  Вот он пример скромности, бескорыстия, человечности и уважения к поколению, о котором так бережно собирался материал «росиночками».

А уроки… Яркие, эмоциональные, с чтением стихов, отрывков из произведений русской классики и современной литературы. Читала на память, почти не прикасаясь к записям в объемистой общей тетради. Читала увлеченно, взволнованно поправляя руками то и дело коричневый, в клеточку мохеровый шарфик, накинутый на плечи. Благодаря ей русские классики вошли в наши сердца с понятиями чести и добра, справедливости и порядочности. Ее уроки литературы были уроками жизни. Герои произведений Чехова и Толстого, Достоевского  и Тургенева учили нравственности, морали, доброте, состраданию, давали ценные жизненные советы. А уроки по творчеству Сергея Есенина!.. После них мы заводили общие тетради,  в которые аккуратно переписывали, а потом заучивали наизусть  полюбившиеся стихи.

Об одном всегда я жалела: классным руководителем  Лариса Александровна была у параллельного класса. Но, несмотря на свою занятость, она находила время, умудрялась и с нашим классом ходить в кинотеатр «Луч» на очередной, только что вышедший на экраны, фильм. После чего бурное обсуждение, споры и обязательно написание сочинения–рассуждения.  Вот бы почитать  сейчас, что мы писали, как ответили на такой вроде бы простой вопрос:  «Почему нельзя читать чужие письма?»  (по фильму  Ильи Авербаха «Чужие письма»).  

Не проходила Лариса Александровна мимо чьей-то любой, пусть даже маленькой, беды, руку помощи протягивала, словом поддерживала и утешала. Своими поступками она учила нас жизни, была ярким примером учительской интеллигентности и порядочности. Обладала душевным богатством, мудростью и тактичностью. Никогда не повышала голоса на уроках, считая, что только добротой можно воспитать личность.  «Не так важно, какую оценку ты сегодня получила (ситуации разные бывают), важно быть и оставаться хорошим человеком», - часто повторяла она нам.

Лариса Александровна торопилась жить, ее день был расписан по минутам, поэтому  она не выносила  лености, ее огорчало равнодушие и безразличие. Прошло столько лет, но я слышу, как цитирует она строки из стихотворения Игоря Кобзева: «Если ты сегодня не умножил хоть на каплю чью–то радость в мире, так считай, что день напрасно прожил, как ленивый гость в  чужой квартире!»  В людях она видела только хорошее, искренне верила в дружбу, в добро побеждающее зло, в справедливость.

Она сама была, как росинка – чистая, искренняя, светлая. Мы любим и помним Вас, дорогая Лариса Александровна. И будут помнить наши дети и внуки.

Человек не тогда умирает,
Когда сердце стук прекращает,
А тогда, когда память о нем
Из людских сердец исчезает.
А пока его помнит народ,
Он не умер, он с нами живет.
Родная школа номер два…

Пусть всего на два года  связала нас  судьба с тобой, но зато каких! Удивительных, ярких, неповторимых. И я знаю, что и сегодня вторая школа во главе с талантливым и опытным руководителем Ольгой Николаевной Заболотских  верна своим традициям – это дом, дающий не только знания, но и доброту и тепло учительских сердец.                                                                                                                                               

Н.В.Смирнова,
специалист ИМС  МКУ «Ресурсный центр образования Советского района»

Фото. После августовской учительской конференции А.Н.Коноплева, Л.А.Полякова, Н.В.Смирнова. 1981 год. 

Просмотров: 111 | Добавил: sovetsk-ruo | Рейтинг: 5.0/1 |