Настрой на отпуск, или немного о педагогической работе | 10:59 |
В конце июня текущего года в ИМЦ Управления образованием состоялось расширенное заседание методического совета педагогов Советского района с приглашением руководителей методических объединений по направлениям деятельности. Позади учебный год, непростой и очень интересный. Оценивая его, мы видим, что поступательное движение продолжалось успешно, без лишних торможений. А почему же он сложный? Да потому что лёгких лет в школе просто не бывает. Мы часто говорим о недостаточности материального обеспечения, хотя многое зависит от мотивации самого педагога, желания и стремления к саморазвитию и самосовершенствованию. Чего же не достаёт современному среднестатистическому учителю? На наш взгляд, не хватает креативности, психологических знаний, широты кругозора (здесь мы говорим о некоторой предметной ограниченности учителя, когда его самосовершенствование происходит прежде всего в рамках одной предметной области), демократичности во взаимодействии с учащимися, умения видеть в каждом ученике личность (по данным социологов, лишь 20% школьных педагогов реально ориентированы на гуманистическое воспитание и обучение); корпоративной и деловой этики, активности и гибкости. С 1 сентября 2011 года вступают в действие ФГОС на первой ступени начального обучения. Теперь в начальной школе ученика должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас подавляющее большинство педагогов учит вполне успешно. У школьника необходимо развить 2 группы умений. К первой относятся универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, в частности навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй — формирование у школьника мотивации к обучению, навыков самоорганизации и саморазвития. Если этой мотивации не всегда хватает смаим педагогам, то что можно говорить о детях. Что же находится в центре нашей профессиональной деятельности? Успех, удовлетворение, удача. Но разве только успех должен быть в центре?! В центре должен быть не успех, а ребёнок. А если успех, тогда нам нужны только отличники, а их всего 15%. А как же остальные? Давайте задумаемся над этим. Мы не должны упустить каждого маленького человечка: буть то одарённый, поведенческий, с ограниченными возможностями здоровья. В одном ребёнке – 18 кг жизни, в другом – 46. Но все они хотят быть понятыми, услышанными, принятыми, любимыми, дорогими. В основу всей своей педагогической деятельности и с детьми, и с педагогами МО должны быть положены 3 лучшие идеи педагогики 20-го века – развитие (идеи развивающепго обучения Василия Давыдова), сотрудничество Симона Соловейчика, самоопределение Александра Тубельского. Нужно сделать всё возможное и невозможное, чтобы эти три идеи, которые в совокупности составляют творчество, стали животрепещущими в течение следующего учебного года. Конечно, в истекшем учебном году были промахи и неудачи, были проблемы. Более детально проблемы и перспективы, касаемые организации и содержания методической работы, будут раскрыты на установочном совещании руководителей РМО в августе. Мы с вами много говорим о современных педагогических технологиях, которые приносят наибольшую пользу в профессиональной деятельности. На заседании было предложено проиграть технологию «Список» в преддверии отпуска: Что сделать? Куда сходить? В чём участвовать? Что прочитать? Что написать? С кем встретиться? Далее каждый придумывал свои вариант
Много говорилось о воспитывающей цености учебных и внеучебных занятий. Хотелось, чтобы в основе воспитательной деятельности было положено «воспитание по Соловейчику». «Как воспитывать детей? Каждую минуту и всей душой желайте им счастья, сейчас и в будущем – этого достаточно. И никогда не разъединяйтесь с ними, не оставляйте их беззащитными перед судьбой». Смысл жизни учителя – помочь учиться ребёнку. Впереди отпуск. В период отпуска и всегда нужно помнить о культурологическом контексте жизни (посещение выставок, музеев и т. д.) Старайтесь жить, не теряя романтизма. В своей книге о Родине Владимир Крупин «Лёгкие облака», наш земляк, уроженец Кировской области, пишет: «В каждом человеке живёт своё небо. Один человек его может увидеть везде, а другой, например, только подняв голову вверх. Небо можно увидеть и в ведре, и в окошке, и в своей душе». Книга – то безмерное пространство, которое позволяет увидеть мир в самых разнообразных красках. Один мудрец сказал: «Не тот умён, кто всё знает, - всё знать невозможно, - а тот, кто знает, где и о чём можно прочитать». В этих словах — большая правда. Книга умеет рассказать обо всём на свете: нет такой темы, такого предмета, о которых не было бы написано книг. Книги делают нас душевно богаче, умнее, добрее. А потому пользуйтесь книгой всегда. Было предложено педагогам потратить отпуск «с умом». Это время не только отдыха. Это время в покое поразмышлять о своей жизни и, может быть, изменить её к лучшему. Помните, доброго в мире больше. И хороших людей тоже больше. Только злые силы умеют объединяться, а добрые, к сожалению, часто разобщены. Список советов на каждый день, которые помогают нам жить:
Несмотря на огромное количество текущих проблем, главная задача наша — формирование будущего. Именно этим мы и будем руководствоваться в дальнейшей работе. Ну и пусть, что «покой нам только снится», но вся эта созидательная деятельность придаёт нам силы, несёт уверенность, удовлетворение, пусть порой и отсроченное. Как бы мы ни сетовали на свою работу, всех нас объединяет любовь к профессии, к детям, которые окружают, особый менталитет в педагогической среде, интеллигентность, профессионализм, преданность своему делу, ответственность, оптимизм и работоспособность. Безусловно, работа с кадрами носит вечный характер, и, несмотря на достигнутые успехи, у нас остаётся ещё множество проблем, которые надо решать. Мы продолжаем идти вперёд, ведь, наверное, прав был немецкий социал-демократ Бернштейн, который заявил: «Движение – всё, конечная цель – ничто». Всё сбудется, всё непременно сбудется. | |
Просмотров: 611 |
Добавил: sovetsk-ruo
| Теги: |