Приветствую Вас Гость!
Четверг, 02.05.2024, 12:07
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Рейтинг@Mail.ru

Полезные ссылки

Форма входа

Логин:
Пароль:

Это актуально

Детская газета

Поиск по сайту


Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Друзья сайта

Главная » 2024 » Апрель » 1 » О персонализации образования и искусственном интеллекте
О персонализации образования и искусственном интеллекте
16:55

Команда педагогов лицея под руководством директора Ольги Николаевны Чистополовой участвовала в работе IV Всероссийского педагогического форума «Персонализация образования и искусственный интеллект». Трёхдневный форум состоялся на базе Нижегородской авторской академической школы №186. География участников впечатляет: от г. Петрозаводск до г. Комсомольск-на Амуре. Кировскую область представляли педагоги Вятской гуманитарной гимназии и нашего лицея.

Перед открытием форума все участники  почтили минутой молчания память погибших в результате теракта в «Крокус Сити Холл».

Программа форума была очень насыщенной, кратко выразить содержание могу так: на форуме затрагивались такие важные аспекты современного образования, как «Образовательная система школы в условиях персонализации образования и развития искусственного интеллекта», «Дидактический потенциал нейросетей в обучении предмету», «Векторы развития педагога».

Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними... Дети обычно первыми улавливают изменения. 

Среди глобальных вызовов современного мира можно выделить шесть ведущих:

  1. Неопределённость: ход социально-экономической жизни часто трудно предвидеть даже в краткосрочной перспективе.
  2. Многозадачность: работникам всё большего круга профессий требуется работать одновременно над несколькими разными задачами.
  3. Открытость: процессы глобализации, мощные потоки вещества, энергии и информации размывают прежние границы сообществ и областей знаний.
  4. Цифровизация: в условиях информационного общества школа утрачивает свою монополию как единственный источник знаний о мире.
  5. Вариативность: неоднородность, изменчивость, разнообразие культур, возможных сценариев развития.
  6. Ускорение: темп генерации новых знаний, разработка прорывных инновационных технологий увеличивает интенсивность, темп нашей жизни.

Указанные свойства имеют прямое отношение к образованию. В эпоху стремительных изменений школа не способна готовить к реальной жизни, она сама и должна быть этой реальной жизнью. В стенах традиционной школы современный мир вызывает удивление. Однако именно он открывает новые уникальные возможности, о которых педагоги прошлого не могли даже мечтать. Имеющиеся сегодня знания, технологии и опыт позволяют реализовать модель образования, которая обеспечивает достижение высоких академических результатов и создаёт условия для развития личности ребёнка.

Персонализация образования и искусственный интеллект являются важными инструментами для улучшения образовательного процесса и достижения лучших результатов обучения.

Персонализированное образование — это способ проектирования и осуществления образовательного процесса, направленного на развитие личностного потенциала учащегося; учащийся выступает субъектом совместной учебной деятельности, имеет возможность строить свою индивидуальную траекторию с тем, чтобы в ней учитывались особенности его личности и потребности развития.

Чем отличается дифференциация и индивидуализация образования от персонализации? Первые два термина давно вошли в активный словарь педагогов и в их практику. Основное отличие персонализации от индивидуализации — субъектная роль самого учащегося. Индивидуализированные маршруты, как правило, разрабатываются педагогом, в то время как персонализированные траектории выстраиваются самими учащимися. Дифференциация и индивидуализация осуществляются для повышения качества освоения предмета, в то время как в персонализации большее внимание уделяется развитию всех сфер личности, а академический успех является логичным следствием.

Чтобы было более понятно, поясню на следующем примере:

  • Дифференциация: учитель разрабатывает процесс обучения с учётом особенностей учащихся, объединённых в группы.
  • Индивидуализация: учитель организует процесс обучения с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика.
  • Персонализация: учащийся активно участвует в построении собственной образовательной траектории и является «хозяином» своего процесса обучения и несёт за него ответственность.

Первые две формы обучения направлены преимущественно на повышение эффективности усвоения знаний и умений, персонализация направлена на развитие всех сфер личности.

Я участвовала в работе предметной секции «Информатика», где был представлен сценарий урока по теме «Алгоритм». В персонализированной модели образования цели шкалированы – разделены на базовый (2.0), целевой (3.0) и продвинутый (4.0) уровни. Обучение происходит с использованием цифровой платформы «СберКласс» (очное), в тесном контакте учителя и учеников друг с другом (не дистанционное и не онлайн).

При выполнении практической части урока я выбрала базовый уровень, но т. к. в нашей группе из 20 человек информатиков оказалось только четверо, пришлось показать мастер-класс для продвинутого уровня :). Цифровая платформа, с которой нас познакомили – интерактивный помощник, инструмент оперативной обратной связи. Много у меня возникло вопросов по увиденному, выделила преимущества, заметила недостатки. Есть над чем поработать.

Опыт использования платформенных решений «СберКласс», «Ассистент учителя», «Навигатор саморазвития педагога», дидактический потенциал нейросетей (Enhance Speech, RuGPT-3, Sway), инструменты проведения мониторинговых исследований «Пульс. Оценка 360», «Адаптивная модель обучения» ‒ вот некоторые темы форума. Особое внимание уделялось проектированию образовательных модулей и формам партнёрского взаимодействия в вопросах формирования мягких навыков.

Всю информацию, которую я с коллегами получила за эти три дня, еще нужно переработать, переосмыслить. Главное, коллеги, что я чётко сейчас понимаю: если мы не изменяемся вместе с миром, мир рано или поздно начнёт менять нас.

Стремительные события последних лет показывают, что так и происходит. Цифровые инструменты не должны заменять школу и живое общение детей между собой и с педагогом, но могут существенно усилить образовательный процесс и ускорить его в такт ускоряющемуся миру.

И. В. Слесарева, учитель информатики лицея

Просмотров: 114 | Добавил: sovetsk-ruo | Рейтинг: 5.0/2 |