Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 29.04.2024, 11:03
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Рейтинг@Mail.ru

Полезные ссылки

Форма входа

Логин:
Пароль:

Это актуально

Детская газета

Поиск по сайту


Календарь

«  Март 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Друзья сайта

Главная » 2012 » Март » 1 » О Всероссийской интернет-конференции «Компетентностно-деятельностная модель новой сельской школы»
О Всероссийской интернет-конференции «Компетентностно-деятельностная модель новой сельской школы»
20:24
28 февраля 2012 года на базе ИРО Кировской области совместно с Российской академией естественных наук, Волго-Вятским региональным научно-образовательным центром РАО и Вятской торгово-промышленной палатой впервые была проведена Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Компетентностно-деятельностная модель новой сельской школы». В работе конференции принимали участие два общеобразовательных учреждения нашего района: это МКОУ ООШ с. Колянур и МОУ ООШ д. Лесниково. В панельной дискуссии по актуальным вопросам развития сельской школы запомнилось яркое выступление Елены Юрьевны Таныгиной (МКОУ ООШ с. Колянур).


Фото из презентации: Е. Ю. Таныгина с учениками

Из выступления Е. Ю. Таныгиной (опубликовано с сокращениями):


Cтандарт второго поколения построен на идеях компетентностного и деятельностного подходов – от воспитания человека знающего к воспитанию человека компетентного в различных сферах жизнедеятельности. Сельская школа никогда не была в стороне от требований времени. Образование в сельском социуме всегда представляло собой важнейший стратегический ресурс общества в модернизации всех сфер жизнеобеспечения села, в цивилизованном развитии сельских сообществ.

Именно образование является оздоровлением жизненного пространства российской деревни, определяющим условием личностного развития сельского жителя, его активной социальной адаптации к современным рыночным отношениям. Сегодня выпускники сельских школ вынуждены на равных конкурировать с городскими школьниками  при  поступлении в ССУЗы и ВУЗы, они должны уметь быстро адаптироваться к динамично изменяющимся социальным условиям.

В сельской школе речь идет чаще всего не об одаренных и мотивированных детях, а о тех, кто по генетически и социально-бытовым причинам отстает от сверстников. В реальной практике сельских школ их количество доходит до 30%. Как правило, вскоре после перехода в основную школу у этих ребят возникает стойкая внутренняя установка «безразличия к обучению», по сути, вырабатывается «имитация деятельности». Какой там компетентностный подход…  А в основе любой деятельности должно лежать возвышенное стремление к истине. Это стремление мотивирует нас и дает дополнительные жизненные силы. Когда мы делаем что-то честно и от души, эффективность нашей деятельности значительно возрастает. Повышение эффективности школьного образования в области формирования личностной и социальной компетенций учащихся, развитие и раскрытие их творческого потенциала – наиболее актуальные задачи современного  российского образования...

Когда в региональном компоненте появился предмет «Основы проектной деятельности», сельская школа ожила. Ученики получили предмет, развивающий способности, будоражащий мысль, показывающий лучшие стороны, и немотивированных, и одаренных детей. Это предмет,  который направлен на формирование у учащихся универсальных способов деятельности, необходимых для выполнения различных проектов, что создает условия для более осознанного усвоения содержания других предметных областей в основной школе, например, русского языка, так как курс содержит модули: «Работа с каталогами», «Работа со справочной литературой», «Основы риторики и публичное выступление». Возможна интеграция двух или нескольких  предметов.

Мы должны научить ученика  сельской школы социально-ценностной ориентации: уметь понимать жизнь вне школы, уметь адаптироваться в быстро меняющейся жизни, быть готовым продолжать образование, нравственно ориентироваться в жизни, уметь быть гражданином, участвовать в общественной  и политической жизни страны.
   
Что может учитель сельской школы? Многое. Во-первых, труд хорошего педагога – это творчество от  начала до конца. Самому учителю надо быть современным человеком. Во-вторых, за экраном компьютера у нас уже не Россия, – это глобальное мировое информационное сообщество. Надо не отставать от своих учеников, быть на шажок, но впереди.  В-третьих, надо научиться любить ученика всякого: многие из тех, кто надежд не подавал никаких, в жизни устроятся не хуже «хорошистов», надо только научить их решать проблемы.  Сначала малые, учебные, школьные. Надо поднять ученика до более высокого уровня, чтобы он вырос в своих глазах, в глазах школьного сообщества...

Включение ученика в разнообразные виды самостоятельной активной деятельности в целях обучения, воспитания, развития  позволяет заметно активизировать познавательные интересы, а для детей, не владеющих заметными интеллектуальными способностями, достижение успеха в выполнении творческого задания способствует обретению психологического равновесия и уверенности в себе.

Деятельностный подход позволяет наладить более тесные доверительные отношения учителя и ученика. В деле, в разработке дела, в создании продукта самореализуются все участники. Педагогическая наука доказала, что целеустремленность, настойчивость, трудолюбие вырабатываются только в реальной систематической деятельности ребенка.  У ученика появляется мотив к познавательной деятельности. Задатки и способности, внимание, память, мышление, пространственные представления развиваются в младшем школьном возрасте, но в последующие периоды жизни ребенка они тоже должны развиваться при опоре на знания, умения, навыки.

Введение деятельностного подхода на уровне основной школы  осложняется тем, что здесь с классом работает несколько учителей-предметников. И далеко не каждый учитель имеет желание и возможность реализовать идеи деятельностного подхода. Нужны усилия нескольких учителей, нужна система интегрированных уроков, например,  русского языка, литературы и  «Основ проектной деятельности». Эти предметы позволяют работать над  проектами социальными, общественно значимыми: праздниками, театрализацией, созданием пособий, созданием путеводителей, атласов, изданием книг, газет, словарей, иллюстраций к учебникам.

Проект поможет достоверно  выявить сферу задатков, склонностей, способностей школьника, что позволит нашему ученику самореализоваться. Проект позволит учащимся общаться и координировать свои усилия для достижения общей цели, готовиться к работе в коллективе. Пятый год в нашей сельской школе организуется проектная деятельность учащихся. Это сложившаяся система работы, хотя она может закончиться в любой момент, поскольку из учебного плана «Основы проектной деятельности» были убраны по причине передвижки часов русского языка на увеличение часов физкультуры с 1 января 2011г., для выполнения программы  по этому предмету те часы из школьного компонента, которые «не нужны».

Хорошо, что есть часы русского языка и литературы в 5 классе. Работа продолжается! Работаем на будущее. Учимся мыслить. Учимся способам решения проблем. Сочиняем. Изучаем. Используем технику, которая имеется в школе. Участвуем в конкурсах и конференциях. Работы непочатый край при подготовке  индивидуальных и групповых  проектов. Если учащиеся умеют работать в группе, контролировать свою работу, в группе есть лидер, это облегчает работу учителя. Отдельных ребят надо вести самому учителю. В конце года проводим научно-практическую школьную конференцию.


Фото из презентации: защита проекта

Что интересует наших учеников? Мода, космос, восточные танцы, компьютер, оружие, техника, человек. проводили долговременные проекты социальной направленности: «Церковь в жизни моей семьи», «У похода есть начало», «Наши односельчане», «Вода в селе Колянур», «Явление сублимации», «Пейте, дети, молоко». С этими проектами дети участвовали ежегодно в районных и зональных исследовательских конференциях, в районном конкурсе «Юный корреспондент», районном и областном конкурсах «Лучший урок письма», областном конкурсе «Гимн воде», областном конкурсе «Я познаю природу», в областном этапе Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя», в районных конкурсах «Лидер года».

В этом году работаем над социальным проектом «Подарок любимым дошкольникам», «Слово в моей семье».  Направили туристско-краеведческий проект на Всероссийский конкурс «Дорога, которую я выбираю» под названием «Встречи с Чимбулатом». Разрабатываем  еще много других тем.

Большая часть учеников  занята в долговременном проекте, чаще всего это создание книги. Для первой мы собрали  сведения о церкви, которая дорога семьям ребят. Книга называется «Подними глаза свои на высоту небес» (6 класс).  Вторая – сборник «Хочу все знать», где собраны научно-популярные сведения об интересах 5-классников. Третья – это песенник любимых песен учителей нашей школы «Ягода малина» – так мы подготовились к Году учителя, четвертая – «Наши односельчане», о самых достойных жителях села. Нынче готовим сборник «Слово в нашей семье», по сути,  это собрание пословиц, поговорок, загадок, афоризмов, которыми пользуются родители и дети в семьях (интеграция с уроками русского языка).

С каждым учащимся мы готовим 3-минутное выступление и презентацию для конференции. Приглашаем гостей, учителей, родителей. Это праздник для школы. Это событие для детей любого возраста, ведь на конференции происходит самопрезентация, самореклама. Родители гордятся делами своих детей.  Для каждой конференции готовится интрига, сюрприз.  Например, к 65-летию Победы один из учеников 9 класса разрабатывал тему «История автомата Калашникова. Оружие российского солдата». Мы нашли выпускницу школы, которая в школе обыгрывала юношей в сборке и разборке автомата. Провели конкурс на конференции, из аудитории собирать и разбирать автомат, посоревноваться с Ириной Дмитриевной выходили все желающие. Было очень интересно. В 2009 г. проводили лабораторию по определению качеств молока. Нынче в 6 классе взят проект «Прически на длинных волосах», девочки хотят провести мастер-класс.

Для подготовки проектов, да еще в таком количестве, нужно достаточно много времени. Объем внеурочной работы  больше, чем урок, но вне урока можно привлечь  больше участников того или иного вида деятельности. С точки зрения социализации личности внеурочная деятельность обладает (при определённых условиях) огромным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно «самовоспитываться» в соответствии со своей шкалой ценностей. Социальные проекты сельской школы разрабатываются учащимися и реализуются на всех уровнях образования,  все они направлены на изменение жизни местного сообщества.

Образовательные результаты проектной деятельности учащихся  могут быть трёх уровней:
  1. обретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе);
  2. формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
  3. получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
К числу социальных групп, изначально имеющих ограниченные возможности, неравные стартовые условия, неравный доступ к образованию, относятся сельские дети, молодежь. Поэтому результат компетентностно-деятельностного подхода – это приращение личностных качеств учеников, это способ деятельности, при котором  у ребенка складывается образ «Я». Нужно включить каждого ребенка, чтоб попробовал свои силы, был востребован. Дети во время деятельности становятся интересны друг другу. Сельскому ученику  нужно себя развивать, приобретать опыт по использованию средств, источников развития своей индивидуальности.

Просмотров: 1273 | Добавил: sovetsk-ruo | Рейтинг: 0.0/0 |