Приветствую Вас Гость!
Суббота, 04.05.2024, 01:06
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Рейтинг@Mail.ru

Полезные ссылки

Форма входа

Логин:
Пароль:

Это актуально

Детская газета

Поиск по сайту


Календарь

«  Март 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Друзья сайта

Главная » 2014 » Март » 28 » Об инклюзивном образовании
Об инклюзивном образовании
17:46

В школе-интернате II вида г. Советска 19-20 марта состоялась удивительная встреча с Э. И. Леонгард, сурдопедагогом, автором уникальной системы формирования и развития речевого слуха и речевого общения у детей с нарушением слуха, кандидатом педагогических наук.

В последнее время много говорится о развитии системы инклюзивного образования. В Россию интеграция и инклюзия пришли по инициативе родителей, дети которых после занятий по специальной методике в дошкольном возрасте в семье и детском саду, имели более высокий уровень речевого развития (чем дети, поступавшие в первые классы спецшкол) и вынуждены были идти в школу для детей без ограничений по здоровью. За рубежом к инклюзии готовились постепенно, в течении более двадцати лет. За это время были созданы все условия для детей с особыми образовательными потребностями (не только для глухих и слабослышащих), было продумано, кто и как будет их сопровождать в школе, помогать на уроках и практических занятиях. Что сделали у нас? Взяли из европейской модели верхнюю часть, идеологию. Но при этом совершенно не проработано, кто и как должен «особых» детей сопровождать в массовой школе. В нашей стране много глухих и слабослышащих ребят, которые учатся в обычной школе, и делают они это хорошо. Но всех детей рекомендовать к обучению в массовой школе нельзя, ведь есть и такие, кто не может учиться по программе массовой школы в одном темпе со слышащими детьми. А сейчас планируется в обычные школы принимать всех детей без исключения!

Совместное обучение детей с разными образовательными потребностями прописано в принятом 29.12.2012 года Законе «Об образовании». Идея совместного образования, безусловно, жизнеспособна, у нее есть хорошее будущее. Но учителей, да и вообще всех, кто работает в инклюзивной школе, нужно доучивать, знакомить с физическими и психологическими особенностями таких детей, обучать, как общаться с особыми детьми в условиях классного преподавания и т.д. Кроме того, нужно быть готовым к тому, что если ребенок тебя не понял, то это произошло не потому, что он глупый, а потому, что он тебя просто не услышал. Он имеет право не услышать с первого раза!

Учитывая важность и необходимость инклюзивного образования при поддержке Института развития образования Кировской области в школе-интернате II вида г. Советска 19-20 марта состоялась удивительная встреча с удивительным Человеком-Мастером – Эмилией Ивановной Леонгард. Э.И. Леонгард - сурдопедагог, автор уникальной Системы формирования и развития речевого слуха и речевого общения у детей с нарушением слуха, кандидат педагогических наук.

В течение 19 лет она была старшим научным сотрудником НИИ дефектологии АПН СССР, затем – ведущим сотрудником, руководителем группы по реабилитации глухих и слабослышащих детей и их интеграции в общество НИИ дошкольного образования им. А.В. Запорожца. Сейчас она советник Московского института развития образования, доцент ГУИМЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана. Это уникальный педагог, обладающий потрясающим терпением и тактом, она умеет найти общий язык даже с самым сложным ребенком. Через её руки, душу и сердце прошли тысячи глухих и слабослышащих детей. Для таких детей и их родителей Эмилия Ивановна стала проводником в новую жизнь, учителем и другом. Ученики Эмилии Ивановны и последователи «метода Леонгард» живут и работают по всей стране и за её пределами, разработанный ею метод формирования речевого слуха по праву считается одним из самых прогрессивных в современной сурдопедагогике. Мне пару часов удалось послушать этого удивительного педагога. Когда Эмилия Ивановна вела лекции, казалось, что само время останавливается и прислушивается к ее тихому, спокойному голосу. О своих воспитанниках она готова говорить часами, их успехи и достижения – главное, на фоне чего всё остальное становится неважным. Многие приёмы, как я заметила, а потом и уточнила у Э.И. Леонгард, можно с успехом переносить и на здоровых детей.

У детей с нарушенным слухом имеются колоссальные возможности для развития! Главная задача всех, кто работает с такими ребятами, и их родителей – создать оптимальные условия для развития. Глухим детям сегодня можно помочь значительно лучше слышать – существует метод кохлеарной имплантации. Это действительно чудо, уникальная методика. Но если подходить к этой проблеме неграмотно с точки зрения последующей психолого-педагогической реабилитации, то эти дети, уже имеющие огромный потенциал восприятия речи на слух, никогда не смогут научиться слушать и, главное, понимать речь так же хорошо, как нормально слышащие.

После проведения операции по кохлеарной имплантации требуется длительная специальная работа с детьми по обучению их пониманию речи на слух. Если изначально правильно работать с ребенком, то никакой специальной адаптации ему уже не потребуется. Усилия будут минимальны! Педагоги школы совместно с родителями осваивают посткохлеарную реабилитацию прооперированных детей. Сейчас перед ними стоит задача более широкого применения «метода Леонгарда». Этот метод формирования и развития речевого слуха и речевого общения известен в России более 50 лет (с 1966 года). В разных городах работают сурдопедагоги, которые приезжали к Э.И. Леонгард на обучение в НИИ дошкольного образования им. А.В.Запорожца. Сейчас информация об этой разработанной системе распространяется как волна, и остановить это уже практически невозможно. Большим шагом вперед является и то, что диагностика нарушений слуха в нашей стране становится всё более ранней, что коррекция вовремя выявленного нарушения слуха часто проводится своевременно, что слуховые аппараты становятся все более высокого класса и позволяют решать большое количество задач одновременно. Конечно, со временем «метод Леонгард» будет меняться, трансформироваться, но жить он будет. И очень важно, что уже с раннего дошкольного возраста проводить работу по формированию представлений о цвете, форме, размерах, материалах различных предметов.

Таким образом, при соблюдении определенных условий глухие и слабослышащие дети могут получить достаточно высокий уровень речевого развития. Главное - помочь им преодолеть трудности и стать хозяевами своей судьбы, чтобы нашим детям было хорошо, чтобы они чувствовали себя спокойно, свободно, чтобы наше общество повернулось к ним лицом и стало бы их понимать, чтобы к ним перестали относиться как к инвалидам, чтобы мир вокруг них изменился!

Коллектив школы-интерната не стоит на месте. Администрация школы и педагоги в постоянном творческом поиске новых, более эффективных методик работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Именно благодаря высокому профессионализму, неугомонности, положительному, заслуживающему внимания педагогической общественности опыту работы с такими детьми, неравнодушия административной команды в лице  директора Н.М. Перминовой и заместителя О.В. Ждановой состоялась эта уникальная встреча. И всё это ради наших детей. А иначе - нельзя! А иначе – зачем?


А.М. Туева, зав. ИМЦ

Просмотров: 1329 | Добавил: sovetsk-ruo | Рейтинг: 5.0/1 |