Ребёнку надо дать солнце, светлый пример и… любви | 10:13 |
11 ноября 2021 года Россия и весь литературный мир отмечают 200-летие со дня рождения выдающегося русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского (1821–1881) Таланту нужно сочувствие, ему нужно, чтоб его понимали. Федор Михайлович Достоевский - не просто один из величайших русских писателей. Это тот человек, по произведениям которого весь мир судит о России, о таинственной русской душе. Известно высказывание писателя о загадочной природе человеческой души: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Творчество великого гения многогранно, многоаспектно, оно неисчерпаемо. Гениальны его высказывания о будущем России, о будущем мира. Достоевский открыл русским читателям русский мир, более того, он продолжает его открывать и сегодня, оставаясь самым актуальным русским писателем. Помимо очевидной гениальности, Достоевский был наделен даром подлинного демократизма - он обращен к каждому читателю, каждый находит свое место в его мире, что-то открывает в себе, вступает с Достоевским в контакт - соглашается, спорит, доказывает своё. Достоевский дает своему читателю абсолютную свободу, призывая думать и делать выбор. При этом позиция писателя всегда очень определенна и ясна, но он никого не принуждает безоговорочно её принимать. «Достоевский таков, какова Россия со всей ее тьмой и светом. И он – самый большой вклад России в духовную жизнь всего мира» (Н.А. Бердяев). Всемирно признанные шедевры «Униженные и оскорбленные» (1862), «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1866), «Бесы» (1872), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1880) стали гимном гуманизму, искренней любви к человеку, пронзительной боли за истерзанные и погибшие души. В этих книгах предметом познания автора становится внутренний мир героев, путь к Богу, постижение истины. Полные психологизма и драматизма, романы потрясают силой и основательностью проникновения их создателя в потаенные уголки человеческой души и подсознания. Но больше всего в Достоевском потрясает насыщенность смыслом буквально каждого слова. С каким мастерством он анализирует объединение и противоборство всего самого высокого и всего самого низкого в человеке, как захватывающе описывает динамику личности, приводит примеры человеческой психологии. Его творчество - практически учебник жизненных сценариев, написанных Гением. «Все его романы, почти без исключения, имеют дело с людьми в стесненных обстоятельствах. Такой материал уже сам по себе есть залог захватывающего чтения. Однако великим писателем Достоевский стал не из-за неизбежных сюжетных хитросплетений и даже не из-за уникального дара к психологическому анализу и состраданию, но благодаря инструменту или, точнее говоря, физическому составу материала, которым он пользовался, т. е., благодаря русскому языку» (Иосиф Бродский). Творчество Ф.М. Достоевского много лет вызывало споры и поклонение, недоумение и трепет. Но чем дальше, тем отчетливее прояснялся для читателей масштаб пророчеств гениального писателя. Анализируя с необыкновенной глубиной и силой психологическое состояние героев своих романов, их поступки в самые трагические моменты жизни, Достоевский обозначает главные нравственные проблемы общества, от решения которых зависит дальнейшая судьба человечества. Мы мало задумываемся о вкладе властителя дум XIX столетия в формирование философии отечественной педагогики с её трепетным отношением к личности ребенка. «Сердечная, всегда наглядная для них (детей), забота ваша о них, любовь ваша к ним согрели бы как тёплым лучом всё посеянное в их душах, и плод вышел бы, конечно, обильный и добрый». Не правда ли, как точно эти мысли согласуются с идеями настоящего учителя. «Душа исцеляется рядом с детьми!» - писал Достоевский. Невозможно не согласиться, например, с таким мнением великого русского писателя: «Все, кто занимается воспитанием ребенка: родители, учителя, родственники должны озаботиться и о своем воспитании…» Как это актуально всегда и, особенно, сегодня! «Учитель – это штука тонкая; народный, национальный учитель вырабатывается веками, держится преданиями, бесчисленным опытом», - рассуждает Ф.М. Достоевский в «Дневнике писателя», где можно найти ответы на многочисленные вопросы, возникающие у думающего и творческого педагога. Педагога, который так же, как Федор Михайлович уверен в том, что «без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь». Писатель всем сердцем верил, что каждый ребенок приходит в мир чистым, светлым, ангельским существом. Сохранить ребенка - обязанность взрослых: родителей, воспитателей, учителей – «они поставлены оберегать его», прежде всего, сохранить его хрупкий нравственный мир. И при этом нужно с уважением относиться к личности человека. «Ребенку можно все говорить… От детей ничего не надо утаивать, под предлогом, что они маленькие и что им рано знать. Большие не знают, что ребенок даже в самом трудном деле может дать чрезвычайно важный совет», - писал Федор Михайлович. Глубокое осуждение у писателя вызывает пренебрежительное отношение взрослых к внутреннему миру ребенка, излишняя назойливость взрослых, предвзятость, ведущая к ошибочным заключениям о характере ребенка. Особенно близко нашему сегодняшнему представлению о воспитании и образовании порицание жестокости к детям и подавления индивидуальности. И в то же время Достоевский не терпит заигрывания с детьми, слепого служения им, стремления чрезмерно баловать и изолировать от трудностей. «Нужно, прежде всего, любовью купить сердца детей наших, ребенку надо дать солнце, светлый пример и хоть каплю любви к нему… Мы учим, и они нас делают лучше только одним соприкосновением с нами. Мы должны родниться с ними душою каждый час». Наряду с масштабными психологическими романами, вошедшими в мировую литературную сокровищницу, Достоевский создал произведения, посвященные вопросам детства («Неточка Незванова», «Маленький герой», «Мальчик у Христа на елке», «Подросток» и др.) Они привлекают внимание родителей и учителей тем, что заставляет их обращаться за советом к писателю, и прислушиваться к его мнению. Для педагогов особый интерес вызывают гуманистические идеи творчества Достоевского. В системе педагогических доминант писателя выделяются следующие: семья, общественное воспитание (среда, школа, образ учителя), духовность, нравственность, семейные ценности, национальные традиции. Рассматривая человека как существо духовно-телесное, писатель показывает в «Дневнике писателя» важность создания условий персонального ценностного выбора, который должен обеспечиваться неравнодушной включенностью взрослых, созданием «почвы» в виде пространства семьи, духовных предписаний русской культуры и традиций русского народа. Воспитание в концепции Достоевского представляет собой диалогический процесс духовного общения личностей-субъектов, способных к пониманию и принятию, взаимному нравственному совершенствованию. Многие идеи и мысли Федора Михайловича не потеряли злободневности и в XXI веке. В своей «интуитивной» педагогике Достоевский поднимал вопросы наследственности в формировании духовного облика человека, развивающего и воспитывающего характера обучения, влияния речевого развития ребенка на его мыслительные способности. Главенство в формировании личности Федор Михайлович отдавал семье, родному дому, где есть «свет духовный, озаряющий душу, просвещающий сердце, направляющий ум и указывающий ему дорогу». Он был замечательным отцом, принимал самое действенное участие в воспитании детей, спешил заронить в их восприимчивые души семена светлых мыслей и чувств. И главным средством воспитания считал книги русских и зарубежных писателей: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, произведения Ф. Шиллера, Ч. Диккенса, В. Скотта. «Папа читал с увлечением, иногда останавливался для того, чтобы объяснить нам трудное выражение», - впоследствии вспоминала его дочь. Огромное значение в семье придавалось театральному искусству, любовь к опере Ф.Глинки «Руслан и Людмила» от отца передалась детям. Сын и дочь Федора Михайловича не стали великими писателями, но выросли достойными и порядочными людьми. Что же составляет зерно мировоззрения Достоевского, почему ответы на вопросы, мучающие российское общество сегодня, можно найти в произведениях писателя? Что такое «актуальность Достоевского»? «Жестокий талант», «икона самопознания», «великий провидец» – какими только эпитетами не награждали Федора Михайловича. Чтобы постичь Достоевского, может порой не хватить целой жизни, ибо познать придется в первую очередь самого себя. «Должен был явиться человек, который воплотил бы в своей душе память о всех этих муках людских и отразил эту страшную память, – этот человек Достоевский» (В.Д. Бонч-Бруевич). «Писатель, потрясающий душу! Видит не только вокруг себя, но и впереди себя…» (В.Соловьев, через год после смерти писателя). Пусть как призыв звучат слова: Любите Достоевского!.. Читайте Достоевского!.. Найдите время для пристального изучения наследия великого писателя и властителя дум! Цитируем Ф. М. Достоевского… Без великодушных идей человечество жить не может. Без идеалов, то есть без определенных хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности. Высшая и самая характерная черта нашего народа - это чувство справедливости и жажда ее. Главное в человеке - это не ум, а то, что им управляет: характер, сердце, добрые чувства, передовые идеи. Человек он умный, но чтоб умно поступать, одного ума мало. Кто легко склонен терять уважение к другим, тот, прежде всего, не уважает себя. Лишь трудом и борьбой достигается самобытность и чувство собственного достоинства. Осмыслить и прочувствовать можно и верно, и разом, но сделаться человеком нельзя разом, а надо выделяться в человека. Религия есть только формула нравственности. Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования. Что такое талант? Талант есть способность сказать или выразить хорошо там, где бездарность скажет и выразит дурно. Таланту нужно сочувствие, ему нужно, чтоб его понимали. Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное. Человек - целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно. Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей. Я представить не могу положения, чтоб когда-нибудь было нечего делать. Перестать читать книги – значит перестать мыслить. Друг мой, вспомни, что молчать хорошо, безопасно и красиво. Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. Не засоряйте свою память обидами, а то там может просто не остаться места для прекрасных мгновений. Если хочешь победить весь мир, победи самого себя. Во всём есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно. Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека! Душа исцеляется рядом с детьми. Мир спасёт красота! Материал подготовлен с использованием ресурсов сети Интернет | |
Просмотров: 116 | Добавил: sovetsk-ruo | Рейтинг: 5.0/1 | |