Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 29.04.2024, 05:41
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Рейтинг@Mail.ru

Полезные ссылки

Форма входа

Логин:
Пароль:

Это актуально

Детская газета

Поиск по сайту


Календарь

«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Друзья сайта

Главная » 2014 » Июнь » 9 » Учиться и жить вместе: современные стратегии образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
Учиться и жить вместе: современные стратегии образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
13:16

В Казани под эгидой ЮНЕСКО прошла крупная Международная конференция по вопросам развития инклюзивного образования с участием специалистов из 13 стран мира.

От нашего региона в работе конференции приняли участие преподаватели Института развития образования Кировской области и делегация из Советского района в составе Н.И. Вылегжаниной, сетевого методиста Юго-Западного образовательного округа. А.М. Туевой, заведующей ИМЦ Управления образованием Советского района, Н.М. Перминовой, директора школы-интерната II вида г. Советска и О.В.Ждановой, заместителя директора данной школы.

На конференцию съехались 350 специалистов из 30 городов России и зарубежья (Армения, Бангладеш, Болгария, Босния и Герцеговина, Ботсвана, Великобритания, Гамбия, Ирландия, Италия, Латвия, Литва, Филиппины). Среди прочих в форуме участвовали представители комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, министерства иностранных дел РФ, института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании.

Президент РТ Рустам Минниханов в приветственном слове, которое было зачитано на открытии, отметил, что конференция посвящена одному из самых актуальных и острых вопросов — обучению и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Почетным гостем форума стал депутат Государственной Думы РФ, первый заместитель председателя комитета по образованию, первый вице-президент Параолимпийского комитета РФ Олег Смолин. «Более 20 лет работая в российском парламенте, я пытаюсь донести до наших властей одну принципиальную мысль: люди с инвалидностью, тем более те, кто получил образование, — это не просто категория людей, нуждающихся в социальной поддержке, это часть человеческого потенциала нашей страны, — заявил он. — Достаточно вспомнить невероятный успех параолимпийской сборной нашей страны на Всемирных Олимпийских играх в Сочи».

Смолин обозначил основную проблему — сочетание инклюзивного образования с образованием коррекционным: «Сегодня большинство коррекционных заведений расформировывается, и такие дети помещаются в обычные школы и детские сады, но при этом для них забывают создать специальные условия. На мой взгляд, роль коррекционных школ и детских садов состоит в том, что они должны превращаться в специальные ресурсные центры. Учителям и воспитателям таких заведений необходимо пройти специальное обучение».

Ответственный секретарь комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Григорий Орджоникидзе подчеркнул, что сегодня главное — найти ответ на вопрос, как обеспечить полноценное участие людей с ограниченными возможностями здоровья во всех сферах жизни общества, улучшить качество их жизни и образования.

В первой части пленарного заседания также выступили помощник президента РТ по социальным вопросам Татьяна Ларионова, заместитель председателя Госсовета РТ Римма Ратникова, министр по делам молодежи и спорту РТ Рафис Бурганов, заместитель главы муниципального образования Казани Людмила Андреева, первый заместитель министра образования и науки РТ Данил Мустафин.

Во всех выступлениях представителей других стран сквозила важность данной проблемы и её решение на государственном уровне. Особенно понравилось выступление из Филлипин, где  инклюзию определяют как образование, доступное для всех учащихся, всех возрастов, категорий и отвечающее на их разнообразные потребности. Начав свою деятельность с дошкольного уровня в 1981 году, программа инклюзивного обучения выросла до  начальной и средней школы. Программа стала свидетелем многих студентов, которые закончили среднюю школу, перешли к высшему образованию, и успешно получили работу.

Во второй день конференции прошло 14 мастер-классов и 5 секционных заседаний, где инклюзивное образование рассматривалось не только с теоретической точки зрения, но и на практических примерах.

«Благодаря тому, что я прошла обучение в обычной школе, я смогла интегрироваться в общество и сейчас веду самый активный образ жизни», — поделилась своим опытом руководитель движения людей с инвалидностью и защитник прав человека в Болгарии Капка Панайотова, которая 55 лет назад из-за перенесенного полиомиелита стала инвалидом. Она говорила о том, что нельзя людей с ОВЗ, по сути, изолировать при помощи особых условий, якобы для их же блага: реальное благо для них — полное включение в общественную жизнь.

Майкл Рассел с факультета медицинской и социальной помощи колледжа социальных наук Университета Линкольна сделал акцент на том, что «понятие инвалидности зависит от среды и культуры общества, это всего лишь фактор разнообразия между людьми».

Всё содержание мероприятия было достаточно насыщенным, полезным, актуальным, животрепещущим.  Инклюзия — реальная проблема практики. Сегодня детей с ОВЗ становится всё больше. Эти дети обладают неограниченной силой воли и тягой к знаниям. Известно, только в среде сверстников, в коллективе любой, в том числе и такой ребёнок может развиваться полноценно.   «Доступная среда» в стране становится национальным проектом — это вершина, к которой мы должны идти. Совместное обучение детей с разными образовательными потребностями прописано и в принятом 29.12.2012 года Законе «Об образовании в РФ». Эта идея, безусловно, жизнеспособна, у нее есть хорошее будущее.  Но чтобы этим заниматься нужна не только экономическая база, но и определённая духовная зрелость общества. Родители здоровых детей, здоровые дети не всегда хотят у нас видеть рядом инвалидов. Главное — уничтожить такое разграничение психологических барьеров. «Венцом» же инклюзивного образования должно стать профессиональное образование и обязательное трудоустройство. Учителей, да и вообще всех, кто будет работать в инклюзивной школе, нужно доучивать, знакомить с физическими и психологическими особенностями таких детей, обучать, как общаться с особыми детьми в условиях классного преподавания и т.д. На мой взгляд, в условиях нашего муниципалитета, один из возможных вариантов — это создание ресурсного центра на базе школы-интерната II вида. Здесь и подготовленные кадры, и достаточная материальная база, и определенный опыт работы с такими детьми. А применение принципов инклюзивного образования  в сочетании с коррекционным необходимо и в дошкольном, и в школьном образовании. Мы просто обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.

А.М. Туева, заведующая ИМЦ

Просмотров: 621 | Добавил: sovetsk-ruo | Рейтинг: 5.0/1 |