« Декабрь 2011 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | |||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Государственно-общественное управление в системе образования Советского района | 11:00 |
Сегодня в системе образования страны всё шире разрабатываются модели перехода от государственно-административной к государственно-общественной системе управления образованием. Необходимость изменения системы управления образованием в направлении придания ему государственно-общественного, а затем - общественно-государственного характера обусловлена изменением, с одной стороны, парадигмы социального управления, а с другой - парадигмы образования. Новые парадигмы предписывают управление, основанное на принципах гуманизации и демократизации отношений между участниками управленческих процессов и значительном повышении роли общественных начал. Возникновение и развитие систем государственно-общественного (ГОУ) и общественно-государственного управления (ОГУ) связано с этапами демократического процесса в стране и является фактором ее движения к открытому обществу. Нужно сказать, что государственно-общественное управление имеет определенную нормативную базу. Можно назвать:
На сегодняшний день во всех учреждениях образования действует структура управления, где в той или иной мере представлена общественная составляющая. Подтверждением сказанному являются педагогические советы, методические объединения, творческие группы. Эти формы государственно-общественного управления учреждением действуют вполне эффективно: имеют конкретные планы, программы, результаты. К формам «внешнего» общественного участия можно отнести школьные и классные родительские комитеты, созданные во всех ОУ. Таким образом. в условиях муниципальной системы образования Советского района можно говорить о двух направлениях развития государственно-общественного управления:
За последние годы много сделано для того, чтобы образование имело общественную направленность. В первую очередь, это заслуга руководителей учреждений образования, педагогов, родителей, общественных организаций, средств массовой информации и т.д. Вместе с тем, мы должны признать, что в построении системы государственно-общественного управления имеется много вопросов. Динамика ее создания и развития с учетом идей национального проекта «Образование» не может нас устраивать в полной мере. Давайте ответим на вопрос: каковы же возможности государственно-общественного управления для решения трёх важнейших задач, которые стоят перед муниципальной системой образования – качество, доступность и эффективность? Вопросы преемственности и общественного управления тесно связаны друг с другом – единое образовательное пространство невозможно создать без участия родителей, организаций и предприятий, всех заинтересованных жителей нашего района. Важно, что у нас общая позиция: вариативность – это важное достижение системы образования. При этом возрастает ответственность за выбор программ, учебников, пособий, которые не противоречат общей логике работы детского сада, школы, учреждения дополнительного образования. Мы понимаем, без общественного участия жизнь и развитие нашей системы образования будет весьма проблематичными. Действительно:
Особое место в государственно-общественном управлении занимают Советы образовательных учреждений, которые оказывают значительное влияние на развитие системы образования, особенно в крупных городских школах - МОУ СОШ с УИОП №1 и №2 г. Советска. В санаторном детском доме активно работает Попечительский совет. Встаёт вопрос о создании Управляющих советов как коллегиальных органов государственно-общественного управления, призванных решать задачи стратегического управления ОУ. Благотворительных фондах как некоммерческих общественных организаций. Наряду с другими формами и органами государственно-общественного участия в управлении Управляющие советы и Благотворительные фонды обозначены как перспективные и требующие развития. На уровне района общественным органом является Совет руководителей муниципальных образовательных учреждений (совет директоров ОУ, совет заведующих МДОУ), районный методический Совет (руководители РМО, заместители директоров крупных школ). 30 районных методических сообществ, творческие группы, экспериментальные площадки Института развития образования Кировской области на базе 4-х ОУ (лицей, школа-интернат, СОШ с УИОП №1, школа искусств), опорные методические центры по актуальным проблемам образования при ИМЦ Управления образованием на базе 5 ОУ района; публичная защита программ развития ОУ, публичные годовые отчёты ОУ, научно-практические конференции, профессиональные конкурсы педагогов («Урок года в технологии развивающего обучения», «Учитель года», «Мои инновации в образовании», «Лучший кабинет педагога-психолога», «Лучший кабинет начальных классов», «Состоявшиеся в профессии», «Им неведомо чувство покоя и т.д.), создание видеофильмов, широкое освещение деятельности в СМИ (в районе 3 газеты: «Вести трехречья» (официальное издание), «Народный Вестник Вятки» (межрайонная), «Город над Пижмой-рекой»), издание собственной газеты профессионального сообщества педагогов Советского района «Педагогический калейдоскоп» (вышло 11 номеров до момента создания сайта Управления образованием), а также сайты во всех ОУ – это важные формы общественной составляющей системы образования, т. к. работа здесь идёт с участием членов профессионального сообщества педагогов и общественности. Уникальными возможностями для решения обсуждаемой задачи обладает дополнительное образование. За последние годы количество детей в этой системе стабильно, несмотря на демографические проблемы. Всего на сегодняшний день в системе дополнительного образования занимается порядка двух тысяч человек. Сама его суть предполагает индивидуальный подход к ребенку в тесном контакте с родителями. Это значит, что общественная сторона всегда была «естественной составляющей» учреждений дополнительного образования. К сожалению, нередко сотрудничество школ, детских садов, учреждений дополнительного образования с общественностью носит формальный характер: решения принимаются одним лицом, а совместной работе придается только видимость. Это бывает еще и тогда, когда учреждение ставит себя выше родителей, не объясняет своих решений социальному окружению, не советуется с ним. Причины такой ситуации можно называть разные: от утверждений, что в нашей стране еще не сформировано гражданское общество, до неготовности конкретных руководителей к государственно-общественному управлению. Мы должны признать свои недоработки в этом направлении. Приведем несколько примеров. По нашим данным, договоры между Учреждением и родителями (законными представителями) школьников имеются не во всех школах. Получается, что все остальные в той или иной степени нарушают Закон «Об образовании» в части права родителей на управление образовательным учреждением. Итак, можно сказать, что у нас есть вопросы, над которыми придется ещё поработать. Сказанное позволяет говорить о том, что, во-первых, за последние годы мы значительно продвинулись в решении задач государственно-общественного управления, во-вторых, наши учреждения, и вся система образования становится более открытой, социально направленной. Во многих учреждениях становится правилом:
Главная задача в настоящий период – разобраться в нормативно-правовом пространстве государственно-общественного управления, обнаружить проблемы использования и создания нормативно-правовой базы в образовательных учреждениях, в общественных и детских организациях, проанализировать существующую практику, выявить риск в реализации различных сценариев развертывания государственно-общественного управления в образовательных учреждениях и в целом в системе образования района. Широкому развитию практики общественного участия в управлении образованием мешают:
Достойное образование наших детей - главная задача каждого из нас. Это образование должно быть качественным, доступным и эффективным, отвечающим социальной, экономической ситуации в нашей стране, городе и районе. Для достижения поставленной цели перспективы ближайших лет естественно будут связаны с вопросами государственно-общественного управления - управления, которое в ходе реализации национального проекта «Образование», региональных, муниципальных целевых программ позволит поддержать наши приоритеты по отношению к каждому ребенку, это: предоставление каждому ребенку права на получение дошкольного образования; обновление содержания образования в рамках перехода на новый ФГОС, востребованное дополнительное образование; проектные технологии основной школы; профильное обучение старшей школы, психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса. Рекомендации Управления образованием Советского района по вопросам совершенствования системы управления образованием путём внедрения разнообразных моделей государственно-общественного управления, расширения сотрудничества с общественными организациями в муниципальной системе образования таковы:
А.М.Туева, заведующая ИМЦ, В.Ю. Петрова, специалист ИМЦ | |
Просмотров: 15859 | Добавил: _Shyrik_ | Рейтинг: 3.0/1 | |