Приветствую Вас Гость!
Вторник, 11.12.2018, 14:58
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Рейтинг@Mail.ru

Полезные ссылки

Форма входа

Логин:
Пароль:

Это актуально

Поиск по сайту

учитель года конкурсы дошкольники ПДД пионер выпускники 1 июня Конференция Мы-исследователи лицей ПНПО Образование информатика летний лагерь программа образование инновации ЕГЭ 2009 итоги года анализ работы методическая служба методический совет день знаний классный час День молодёжи выполнение программ качество знаний аттестация оплата труда августовская конференция допризывник лидер года педчтения 1 октября день пожилого человека воспитатель День учителя С Днём Учителя День победы аттестат Конвенция ООН о правах ребёнка новый год день памяти жертв ДТП егэ-2010 Всероссийская акция день матери олимпиада диплом всероссийкая олимпиада школь воспитательная работа Образовательная программа Отчёт Паспорт здоровья учебники вятская жемчужина год учителя об образовании единый урок Интернет кэс-баскет ОМО ГИА Советск ЕГЭ ФГОС методсовет Багаева Милютин Туева Советск Учитель года Милютин Ворошнина волонтёр консультационный центр

Календарь

«  Декабрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Друзья сайта

Главная » 2011 » Декабрь » 1 » Государственно-общественное управление в системе образования Советского района
Государственно-общественное управление в системе образования Советского района
11:00
Сегодня в системе образования страны всё шире разрабатываются модели перехода от государственно-административной к государственно-общественной системе управления образованием.     Необходимость изменения системы управления образованием в направлении придания ему государственно-общественного, а затем - общественно-государственного характера обусловлена изменением, с одной стороны, парадигмы социального управления, а с другой - парадигмы образования.

Новые парадигмы предписывают управление, основанное на принципах гуманизации и демократизации отношений между участниками управленческих процессов и значительном повышении роли общественных начал. Возникновение и развитие систем государственно-общественного (ГОУ) и общественно-государственного управления (ОГУ) связано с этапами демократического процесса в стране и является фактором ее движения к открытому обществу.

Нужно сказать, что государственно-общественное управление имеет определенную нормативную базу. Можно назвать:
  1. Федеральную целевую программу развития образования до 2010 года, которая предусматривает внедрение моделей государственно-общественного управления; развитие попечительской деятельности и общественно-гражданских форм управления; расширение социального партнерства.
  2. Типовое положение об образовательном учреждении, где говорится о том, что управление строится на принципах единоначалия и самоуправления.
  3. Закон «Об образовании»,  в котором подчеркивается, что «работники образовательных учреждений имеют право на участие в управлении» (статья 55); родители (законные представители) имеют право защищать законные права и интересы  ребенка, принимать участие в управлении (статья 52);
  4. Уставы образовательных учреждений, где обозначены следующее позиции: заключение договоров между общеобразовательным учреждением и родителями; наличие Совета Учреждения как выборного представительного органа; создание демократических форм управления Учреждением, включая ученическое самоуправление.
Как реализуются эти документы в нашем Советском районе? Чтобы ответить на этот вопрос, мы провели анализ сложившейся ситуации.

На сегодняшний день во всех учреждениях образования действует структура управления, где в той или иной мере представлена общественная составляющая. Подтверждением сказанному являются педагогические советы, методические объединения, творческие группы. Эти формы государственно-общественного управления учреждением действуют вполне эффективно: имеют конкретные планы, программы, результаты. К формам «внешнего» общественного участия можно отнести школьные и классные родительские комитеты, созданные во всех ОУ.

Таким образом. в условиях муниципальной системы образования Советского района можно говорить о двух направлениях развития государственно-общественного управления:
  1. его организация в каждом образовательном учреждении с помощью профессионального сообщества и ученического самоуправления.
  2. взаимодействие с внешними заинтересованными структурами (или окружающей средой) – это представители родителей, общественные организации (объединения), фонды, ассоциации выпускников, средства массовой информации и другие.
Суть государственно-общественного управления состоит в объединении интересов государства и общества в решении проблем обучения, воспитания и развития подрастающего поколения с учетом социальных, культурных особенностей, традиций муниципалитета. Дело в том, что современное образование не может быть замкнутым и самодостаточным.  Оно должно быть открытым.

За последние годы много сделано для того, чтобы образование имело общественную направленность. В первую очередь, это заслуга руководителей учреждений образования, педагогов, родителей, общественных организаций, средств массовой информации и т.д.  Вместе с тем,  мы должны признать, что в построении системы государственно-общественного управления имеется много вопросов. Динамика ее создания и развития с учетом идей национального проекта «Образование» не может нас устраивать в полной мере. Давайте ответим на вопрос: каковы же возможности государственно-общественного управления для решения трёх важнейших задач, которые стоят перед муниципальной системой образования – качество, доступность и эффективность?

Вопросы преемственности и общественного управления тесно связаны друг с другом – единое образовательное пространство невозможно создать без участия родителей, организаций и предприятий, всех заинтересованных жителей нашего района. Важно, что у нас общая позиция: вариативность – это важное достижение системы образования. При этом возрастает ответственность за выбор программ, учебников, пособий, которые не противоречат общей логике работы детского сада, школы, учреждения дополнительного образования.

Мы понимаем, без общественного участия жизнь и развитие нашей системы образования будет весьма проблематичными. Действительно:
  • выбор тех или иных образовательных программ невозможен без их обсуждения с родителями (общегородские родительские собрания для родителей будущих первоклассников, родителей учащихся старших классов и т.д.);
  • решение вопросов воспитания духовно-нравственных, гражданских качеств – совместное дело образования и общества;
  • создание профильных классов, введение предметов школьного компонента, определение перспектив развития учреждения – эти и другие вопросы требуют общественного обсуждения. Только в этом случае происходит согласование позиций, бесконфликтное решение проблем.        Однако следует отметить, общественность не готова к участию в управлении образовательным учреждением. Только лишь небольшая часть готова высказать правильные, аргументированные предложения.
Наши точки роста здесь: инновационная и экспериментальная работа ОУ, просвещение родителей, публикации в СМИ - напрямую  связаны с задачами создания единого образовательного пространства.

Особое место в государственно-общественном управлении занимают Советы образовательных учреждений, которые оказывают значительное влияние на развитие системы образования, особенно в крупных городских школах - МОУ СОШ с УИОП №1 и №2 г. Советска. В санаторном детском доме активно работает Попечительский совет. Встаёт вопрос о создании Управляющих советов как коллегиальных органов государственно-общественного управления, призванных решать задачи стратегического управления ОУ.  Благотворительных фондах как некоммерческих общественных организаций. Наряду с другими формами и органами государственно-общественного участия в управлении Управляющие советы и Благотворительные фонды обозначены как перспективные и требующие развития.

На уровне района  общественным органом является Совет руководителей муниципальных образовательных учреждений (совет директоров ОУ, совет заведующих МДОУ), районный методический Совет (руководители РМО, заместители директоров крупных школ).

30 районных методических сообществ, творческие группы, экспериментальные площадки Института развития образования Кировской области на базе 4-х ОУ (лицей, школа-интернат, СОШ с УИОП №1, школа искусств), опорные методические центры  по актуальным проблемам образования при ИМЦ Управления образованием на базе 5 ОУ района; публичная защита программ развития ОУ, публичные годовые отчёты ОУ, научно-практические конференции, профессиональные конкурсы педагогов («Урок года в технологии развивающего обучения», «Учитель года», «Мои инновации в образовании», «Лучший кабинет педагога-психолога», «Лучший кабинет начальных классов», «Состоявшиеся в профессии», «Им неведомо чувство покоя и т.д.), создание видеофильмов, широкое освещение деятельности в СМИ (в районе 3 газеты: «Вести трехречья» (официальное издание), «Народный Вестник Вятки» (межрайонная), «Город над Пижмой-рекой»), издание собственной газеты профессионального сообщества педагогов Советского района «Педагогический калейдоскоп» (вышло 11 номеров до момента создания сайта Управления образованием), а также  сайты во всех ОУ – это важные формы общественной составляющей системы образования, т. к. работа здесь идёт с участием членов профессионального сообщества педагогов и общественности.

Уникальными возможностями для решения обсуждаемой задачи обладает дополнительное образование. За последние годы количество детей в этой системе стабильно, несмотря на демографические проблемы.  Всего на сегодняшний день в системе дополнительного образования занимается порядка двух тысяч человек. Сама его суть предполагает индивидуальный подход к ребенку в тесном контакте с родителями. Это значит, что общественная  сторона всегда была «естественной составляющей» учреждений дополнительного образования.
К сожалению, нередко сотрудничество школ, детских садов, учреждений дополнительного образования с общественностью носит формальный характер: решения принимаются одним лицом, а совместной работе придается только видимость. Это бывает еще и тогда, когда учреждение ставит себя выше родителей, не объясняет своих решений социальному окружению, не советуется с ним. Причины такой ситуации можно называть разные: от утверждений, что в нашей стране еще не сформировано гражданское общество, до неготовности конкретных руководителей к государственно-общественному управлению.

Мы должны признать свои недоработки в этом направлении. Приведем несколько примеров. По нашим данным, договоры между Учреждением и родителями (законными представителями) школьников имеются не во всех школах. Получается, что все остальные в той или иной степени нарушают Закон «Об образовании» в части права родителей на управление образовательным учреждением. Итак, можно сказать, что у нас есть вопросы, над которыми придется ещё поработать.  Сказанное позволяет говорить о том, что, во-первых, за последние годы мы значительно продвинулись в решении задач государственно-общественного управления, во-вторых, наши учреждения, и вся система образования становится более открытой, социально направленной.

Во многих учреждениях становится  правилом:
  • взаимодействовать с учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры и спорта, Советами ветеранов, другими организациями;
  • решать проблемы занятости учащихся, их профориентации, участвовать в семинарах и конференциях, встречах с преподавателями учреждений НПО, СПО и ВПО (не только своего региона, но и Марийской республики);
  • поддерживать детские общественные объединения и организации, действующие в каждой школе. Эти задачи вполне успешно решает воспитательная система каждого учреждения при непосредственном участии Управления образованием района.
Нужно не выпустить из вида  другие направления работы, которые в нашей работе  находятся «в зоне особого внимания». Давайте рассмотрим эти направления, они тесно связаны друг с другом и позволяют обозначить «точки роста» государственно-общественного управления: во-первых, это работа с шефами. Действительно, возрождение сотрудничества образовательных учреждений с предприятиями и организациями - важная тенденция последних лет. Предполагаемые направления работы с шефами: разработка и реализация совместных программ и  проектов (поддержка одарённых детей, педагогов, малообеспеченных семей; оказание материально-технической  помощи;  предпрофильная подготовка учащихся) — это в определённой степени наша перспектива.

Главная задача в настоящий период – разобраться в нормативно-правовом пространстве государственно-общественного управления, обнаружить проблемы использования и создания нормативно-правовой базы в образовательных учреждениях, в общественных и детских организациях, проанализировать существующую практику, выявить риск в реализации различных сценариев развертывания государственно-общественного управления в образовательных учреждениях и в целом в системе образования района. Широкому развитию практики общественного участия в управлении образованием мешают:
  • недостаток информации;
  • непонимание реальных полномочий;
  • недостаточная проработанность нормативной базы;
  • сложность процедур создания;
  • отсутствие возможности для обучения;
  • кадровая проблема по кандидатуре председателя Управляющего совета.
В заключение необходимо сказать следующее:

Достойное образование наших детей - главная задача каждого из нас. Это образование должно быть качественным, доступным и эффективным, отвечающим социальной, экономической ситуации в нашей стране, городе и районе. Для достижения поставленной цели перспективы ближайших лет естественно будут связаны с вопросами государственно-общественного управления - управления, которое в ходе реализации национального проекта «Образование»,  региональных, муниципальных целевых программ позволит поддержать наши приоритеты по отношению к каждому ребенку, это: предоставление каждому ребенку права на получение дошкольного образования; обновление содержания образования в рамках перехода на новый ФГОС, востребованное дополнительное образование; проектные технологии основной школы; профильное обучение старшей школы, психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса.

Рекомендации Управления образованием Советского района по вопросам совершенствования системы управления образованием  путём внедрения разнообразных моделей государственно-общественного управления, расширения сотрудничества с общественными организациями  в муниципальной системе образования таковы:
  1. Рассмотреть вопрос совершенствования системы государственно – общественного управления в образовательных учреждениях.
  2. Представить на сайте Управления образованием предполагаемые модели общественно–государственного управления образовательных учреждений.
  3. Включить в программу педагогических советов школ проблемы и пути развития государственно–общественного управления в системе образования.
  4. Способствовать возрождению сотрудничества ОУ с предприятиями и организациями как важнейшей тенденцией в совершенствовании государственно – общественного управления.
Понятно, что модель государственно-общественного управления для каждой территории индивидуальна, формируется на основе всесторонней диагностики социокультурной и образовательной ситуации, сложившейся в данном регионе, районе. Но вместе с тем в ней должны найти отражение все основные функции и аспекты управленческой деятельности на современном этапе.

А.М.Туева, заведующая ИМЦ,
В.Ю. Петрова
, специалист ИМЦ
Просмотров: 15390 | Добавил: _Shyrik_ | Рейтинг: 3.0/1 |