Приветствую Вас Гость!
Четверг, 27.07.2017, 11:51
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Рейтинг@Mail.ru

Форма входа

Это актуально

Поиск по сайту

учитель года конкурсы дошкольники ПДД пионер выпускники 1 июня Конференция Мы-исследователи лицей ПНПО Образование информатика летний лагерь программа образование инновации ЕГЭ 2009 итоги года анализ работы методическая служба методический совет день знаний классный час День молодёжи выполнение программ качество знаний аттестация оплата труда августовская конференция допризывник лидер года педчтения 1 октября день пожилого человека воспитатель День учителя С Днём Учителя День победы аттестат Конвенция ООН о правах ребёнка новый год день памяти жертв ДТП егэ-2010 Всероссийская акция день матери олимпиада диплом всероссийкая олимпиада школь воспитательная работа Образовательная программа Отчёт Паспорт здоровья учебники вятская жемчужина год учителя об образовании единый урок Интернет кэс-баскет ОМО ГИА Советск ЕГЭ ФГОС методсовет Багаева Милютин Туева Советск Учитель года Милютин Ворошнина волонтёр консультационный центр

Календарь

«  Май 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Друзья сайта

Главная » 2012 » Май » 3 » О введении курса «Основы религиозной культуры и светской этики»
О введении курса «Основы религиозной культуры и светской этики»
10:47
Управление образованием и Информационно-методический центр совместно с представителями Вятской епархии 20 апреля организовали проведение родительского собрания по вопросам введении нового учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» в 4-х классах с 01 сентября 2012 года. На собрание были приглашены руководители ОУ, учителя 3-х классов, учителя, планирующие преподавать данный курс, родители учащихся, представители средств массовой информации, общественность. Всего участвовало более 60 человек.  О введении нового учебного курса, организационном и методическом его обеспечении рассказала А.М. Туева, заведующая ИМЦ.

Достаточно ярко и кратко по каждому выбранному модулю курса выступила И.А. Шулепова, учитель русского языка, литературы и мировой художественной культуры МОУ СОШ с УИОП №1 г. Советска. Также в проведении собрания участвовали представители Вятской епархии и Благочинный Кукарского округа иерей Михаил Ковальский.

Из выступления Туевой А. М.:

Ещё в начале 20 века русский философ И.А. Ильин  пророчески сказал: «Мы, люди современной эпохи, не должны и не смеем предаваться иллюзии. Кризис, переживаемый нами, не есть только политический и хозяйственный; сущность его имеет духовную природу, корни его заложены в самой глубине нашего бытия». Озабоченное проблемами восстановления утраченной духовности, наше образование возвращается сегодня к забытым аксиомам – образование без воспитания есть дело  опасное.

Неслучайно в стандартах второго поколения, по которым с этого года учатся нынешние первоклассники, выделена предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а со следующего учебного года будет введён курс «Основы религиозной культуры и светской этики». Человек не может полноценно развиваться, если не знает своего прошлого, не интересуется историей и культурой государства, в котором он живёт. Современные школьники должны понимать и усваивать правила   общественной жизни, нормы морали. Но процесс нравственного воспитания будет ущербным, если ограничиться узкими рамками его адаптации к реальной жизни. Важно знать, как шёл процесс становления нравственных ценностей, каковы были условия, предпосылки, источники их развития, что не только обогатит культуру самой личности,  но и сформирует мотивы её поведения.

Мы с вами живём в государстве с древней историей и многовековыми традициями. Наше общество пережило самые разные по эмоциональному накалу и влиянию на личность периоды развития.  Так почему же  в своей стране мы живем, словно чужие, не в ладу с собой и другими, скромно питаясь от своих честных трудов? Всё есть в России: несметные природные богатства, обилие земли, богатейшая история и культура, образованное, культурное, законопослушное население, всё ещё сохраняющие передовые мировые позиции наука и образование. Но чего-то не хватает... Из-за чего же, при наличии всех необходимых условий, нашу страну пока только условно можно отнести к цивилизованным государствам, с благоприятными условиями для жизни человека? А недостает нам, оказывается,  нравственности в душе и морали в обществе.

Распоряжением правительства РФ от 28 января 2012 года преподавание «Основ религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) становится обязательным для всех школ страны. Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно- воспитательной системой и включает в себя следующие 6 модулей:

Все эти модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам.  Один из модулей изучается обучающимися с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей). Основанием  служит письменное заявление родителей или лиц, их заменяющих.

Учебный курс направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы РФ, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу.

Введение предмета  ОРКСЭ определяется необходимостью существенного усиления воспитательных функций школы во взаимодействии с семьей, общественными и традиционными религиозными организациями, другими субъектами социализации ребенка.

Данный курс предлагается изучать в 4-х классах. Почему именно в начальной школе? Да потому что в этот период идёт бурный процесс социализации, дети более эмоционально отзывчивы и восприимчивы; да и организовать преподавание данного предмета в начальной школе проще, чем в основной. Наряду с раздельным обучением будут организованы общие занятия для детей, изучающих разные модули. Важно не столько содержание этих совместных занятий, сколько педагогические методики организации общения между детьми, т. е. нужно научить детей  взаимодействовать, сотрудничать, уважать чужое мнение и взгляды. На таких совместных уроках должны выстраиваться модели поведения в поликультурном и поликонфессиональном обществе.

С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем связь прошлого и настоящего. Вся история государства тесно переплетается с историей традиционных   религий нашей страны,  с их участием в жизни и развитии общества. Отбросить этот пласт нашей истории, не заметить его существования, мы не  имеем права. Образованный человек не может не знать, что пришедшие из   религии заповеди (не убий, не укради, будь терпим, не предавай и т.д.) обязательны для  всех, независимо от того, верующий человек или атеист. И почему бы  младшему школьнику не осознать, что существенная часть общечеловеческих нравственных правил создана религиями? Нравственный аргумент становится сегодня главным в работе с детьми.

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные позиции курса:

Во-первых, предмет имеет не вероучительный, а культурологический характер, а культура у нас одна – культура многонационального народа России.

Во-вторых, содержание всех модулей комплексного учебного предмета подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к одной из национальных духовных традиций. Духовность человека всегда рассматривалась как   преобладание в нём нравственных и интеллектуальных  интересов над материальными.

В-третьих, содержание всех модулей группируется вокруг трех базовых национальных ценностей:
  1. Отечество
  2. Семья
  3. Отечественная культурная традиция.
На этих базовых ценностях – Родина, семья и традиция - будет осуществляться воспитание детей в рамках нового предмета.

В-четвертых, новый предмет организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определенный модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.

В настоящее время данный курс рассчитан только на учащихся 4-х классов, хотя уже идёт речь и о последующем его продолжении. Предмет будет преподаваться в течение всего учебного года. В неделю планируется один час из федерального компонента, за счет часов, предусмотренных на компонент общеобразовательного учреждения. Время, отведенное на основные школьные предметы, не затрагивается. Преподавать будут учителя общеобразовательных школ (начальные классы, истории или МХК), прошедшие специальную подготовку (в районе курсы пройдут на базе ИМЦ в июне 2012 года).  Школам необходимо выдержать светский характер курса. Священнослужители могут быть привлечены только при рассмотрении отдельных тем при согласовании с родителями, чтобы не придавать конфессиональную окраску этому предмету. Важно осознать, что укрепление нравственности и религиозность не одно и то же.

До 1 сентября 100% учащихся и педагогов будут обеспечены учебниками.  Учебники по всем модулям основ религиозной культуры и светской этики дорабатываются и обновляются, и в этой работе еще не поставлена точка. Каждая школа должна обеспечить преподавание всех шести модулей, если они выбраны хотя бы одним ребёнком.

В нашем районе выбор пал на изучение 3-х модулей: основы светской этики (99 — 40,4%), основы православной культуры (127 - 51%), основы мировых религиозных культур (21 — 8,6%). Возможно после разъяснительной работы картина изменится, но так или иначе мы с вами должны окончательно определиться в ближайшее время.

Учитывая возрастные возможности школьников 10-11-летнего возраста, учебные пособия по курсу будут нацелены на коммуникацию учеников, способствуя тем самым обмену мнениям, будут включать  иллюстративный материал, в том числе мультимедийные интерактивные материалы. В рамках курса подготовлены специальные книги для учителей, а также брошюры для родителей.        

В каждый модуль входят материалы по истории России и мира, литературе, музыки, живописи и изобразительному искусству, фрагменты биографий известных людей. Специалистами прорабатываются межпредметные связи со всеми необходимыми школьными предметами, которые внесены в сетку расписания 4-х классов. В преподавании курса важен отбор ценностей, которые объединяют разные религии, а не муссирование преимуществ и особенностей каждой из них. Все модули нового предмета соединяются общими тематическими блоками:

Блок 1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч)

Первый урок называется - «Наш дом – Россия».   На нем присутствует весь класс. Главная идея:  то, что при явном различии наших взглядов на мир (каждый из школьников уже выбрал определенный модуль), при том, что все люди разные, мы – народ России – едины, у нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное - сходные нравственные основы, делающие нас людьми по отношению друг к другу.

Блок 2. Основы традиционных религий и светской этики (28 ч)

Предусматривает разделение учащихся по группам для изучения избранного модуля. Учащиеся должны получить целостное представление о том, что есть культура православия и других мировых религий, что такое светская этика (в зависимости опять-таки от выбранного модуля).

В содержании блока большое место занимает семья, ценности семейной жизни. Тема Родины, патриотизма, гражданственности, любви к родной земле, служения Отечеству определяет направленность большинства тем этого блока, как в историческом, так и в современном контексте. Этот блок завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.

30-й, заключительный урок этого блока проводится всем классом по единой теме «Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России».

Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (4 ч)

Учащиеся одного класса работают вместе. Происходит презентация индивидуальных и коллективных творческих проектов: «Как я понимаю православие (ислам, буддизм, иудаизма)», «С чего начинается Родина?», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)» Таким образом, обучающиеся получают возможность познакомиться с основным содержанием всех 6 модулей. Блок завершается школьно-семейным мероприятием «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия».

Таким образом, курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, их родителей, учителей); способствовать формированию кругозора и осознанного нравственного мировоззрения.

В прошлом учебном году в экспериментальном режиме данный предмет изучался в 21 регионе страны. Результаты апробации в министерстве признаны успешными: более 60% родителей считают курс полезным, отмечая, что стали ближе общаться с детьми, дети начали обсуждать с родителями новый предмет; учителя констатировали, что общение между учениками, изучающими разные модули, проходило вполне гармонично. Также в ходе социологического опроса 95% родителей отметили повышение интереса детей к истории семьи и семейным традициям.

Что касается отметок, министерство не рекомендует выставлять оценки за его изучение, подчеркивая тем самым не столько «знаниевый», сколько воспитательную направленность этого предмета. Своего рода данный предмет представляется как социально-педагогическая технология морального оздоровления общества.

Таким образом в основе изучения нового предмета лежит развитие нравственной культуры и общечеловеческие ценности как нормы жизни современного общества и основа его духовного здоровья.

Зачем же нужны моральные нормы? Хочу сказать, что с этого вопроса начинается новый предмет, им же и завершается. Если этот вопрос, поставленный учителем на первом уроке перед всем классом, на последнем уроке осознанно поставит перед собой ученик, значит, он учился не зря. Это очень сложный вопрос. Чтобы найти на него ответ, часто не хватает целой жизни.  Но если человек спрашивает о нравственности, значит, она уже имеет для него значение.
Просмотров: 593 | Добавил: _Shyrik_ | Рейтинг: 0.0/0 |