Учитель года - 1996
Участниками конкурса "Учитель года" в 1996 году стали:
- Ахмеров Артур Саитович, учитель географии школы №4
- Таныгина Елена Юрьевна, учитель Колянурской школы
- Поздеева Ирина Витальевна, учитель математики Ситёмской школы
- Михеева Людмила Викторовна, учитель биологии Кичминской школы - ПОБЕДИТЕЛЬ
- Мёшина Елена Валерьевна, учитель музыки и ритмики школы слабослышащих детей
- Сентябова Лидия Васильевна, учитель истории СОШ №1
- Барышникова Ирина Николаевна, начальная школа №1
Мне неведомо чувство покоя
Конкурс "Учитель года" - традиционный в районе. Главная цель –
выявление талантливых работников образования, формирование
общественного представления о творчески работающих педагогах. В
программу включены разнообразные задания, преследующие цель выявить как
практические умения и навыки, так и теоретическую подготовку, а также
умение выделить главные идеи и принципы в своей педагогической
деятельности и обобщить свой педагогический опыт, т. е. осуществить
анализ своей работы в разрезе определенной проблемы.
Для снятия эмоционального напряжения был организован конкурс "Вся жизнь
- театр, люди в ней - актеры, а учитель - вдвойне". На этом конкурсе
учителям было предложено задание представить себя, рассказать о своих
деловых качествах таким образом, чтоб воображаемый руководитель
учреждения захотел принять такого специалиста к себе на работу.
Много
улыбок вызвала вторая часть конкурса. Участники в роли разных сказочных
героев (Чебурашки, Старухи Шапокляк, Лисы Алисы, Кота Базилио и др.)
давали свой необычный урок. Закончился этот конкурс внеклассным
мероприятием. В зале звучали песни о детстве, дружбе, счастье и о том,
"как здорово, что все мы на конкурс собрались".
На уроках, которые проводили конкурсанты не в своей школе, а в классах
средней школы N 2, педагоги убедительно продемонстрировали свою систему
работы.
Барышникова И. Н., учитель начальных классов начальной школы N 1, при
работе над рассказом Пантелеева "Честное слово" сумела показать, как
развивает познавательную деятельность, воспитывает самые высокие
нравственные качества человека чувство ответственности, долга.
Сентябова Л. В., учитель истории средней школы N 1, отлично владея
предметом, на уроках использовала много дополнительной литературы.
Внеся элементы игры в урок, она вызвала живой интерес детей к теме
"Борьба Новгорода со шведской и немецкой агрессией".
У Мешиной Е. В., учителя музыки и ритмики школы-интерната слабослышащих
детей, на уроке "Композитор-исполнитель-слушатель"дети учились
определять жанры музыкальных произведений, узнали сведения о том, где и
как получают профессию композитора, музыканта, исполнителя. Ну и какой
урок музыки без песни и пения детей?
У Михеевой Л. В., учителя биологии Кичминской школы, на уроке постоянно
присутствовал вопрос "почему?", что говорит об использовании учителем
поисковых методов обучения. Параллельно с рассказом учителя шла работа
детей с тетрадью, учебником, т. е. формировались умения работать с
литературой, составлять конспект, выделять главное в изучаемом, что так
важно в жизни.
Поздеева И. В., молодая учительница Ситемской школы, изучая на уроке
площади геометрических фигур (параллелограмма), сумела, опираясь на
знания и опыт детей, организовать их активную мыслительную
деятельность, умело подобрала систему упражнений с учетом уровня
развития детей.
Таныгина Е. Ю., учитель русского языка и литературы Колянурской школы,
на уроке "Евгений Онегин" познакомила учеников с историей создания
романа, раскрыла особенности его содержания и построения. Ненавязчиво
формировала нравственные представления об общечеловеческих нормах и
ценностях жизни (долге, чести, верности) посредством рассмотрения
практических ситуаций.
У Ахмерова А. С., учителя географии школы N 4, работали и "географы", и
"этнологи", и "климатологи", и "историки", т. е. дети в творческих
группах по этим профессиям изучали тему "Население и страны Северной
Америки".
Если учитель с минимальными затратами достигает максимального
результата, развивает ученика, если урок вызвал у ученика интерес, то
можно считать, что он удался. Конечно, педагогам еще надо много
работать над техникой урока, совершенствованием методов и приемов
обучения, определением своей роли на уроке как организатора
учебно-познавательной деятельности учащихся, как их помощника и
консультанта. Но то, что все уроки вызвали интерес как у детей, так и у
присутствующих, говорит о том, что конкурсанты - люди, ищущие пути
совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Каждый проявил себя
всесторонне. На заключительном этапе "Мир моих увлечений" учителя еще
раз показали свою индивидуальность, свои интересы. Это люди увлеченные
и работой, и имеют занятия для души: "тихая охота", моделирование,
музыка, стихи, рукоделие, кулинария, составление гороскопов, походы,
составление семейных праздников и т. д.
Педагогические сочинения "Хочу учить детей музыке", "Почему я стала
учителем", "Педагогический калейдоскоп или "узоры" из школьной жизни",
"Учитесь любить учиться", "Корректор", "Что такое современная школа и
современная педагогика" еще раз говорят, что к нам в школу пришли не
случайные люди.
"А все же хорошо, что у всех детей разные глаза и по цвету, и по
выражению. Это ведь значит, что в душах у них чувства играют и
переливаются всеми цветами радуги. Нужно только уметь их рассмотреть и
пронести через себя, тогда дети будут доверять и делиться самым
сокровенным. Пусть у наших детей будут детские глаза!" (Барышникова И.
Н.). "Я хочу затронуть чувства детей, вызвать переживания, связанные с
музыкой, хочу, чтоб дети учились внимательно слушать, вникать в
содержание музыки, учились мыслить" (Мешина Е. В.). "Не нравится
учиться? Быть того не может. Значит, вы просто не открыли той радости,
которую приносит приобретение знаний и навыков" (Поздеева И. В.).
"Сейчас я уверена в том, что учитель - это пример. Он должен быть
авторитетом для других. Это человек добрый, тактичный, умный, умеющий
сострадать и переживать. Но в то же время должен быть строгим и
справедливым". (Михеева Л. В.).
Конкурс закончился, но он останется со всеми участниками.Г. СТРЕЛЬНИКОВА,
заведующая методкабинетом РОНО
Н. КОЛОСОВА,
методист по воспитательной работе
"Вести трёхречья" от 2 апреля 1996 года